Базовые кафедры. «В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес

Министерство образования и науки разработало пакет поправок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций. Речь идет о базовых кафедрах, которые возможны в двух видах - компании открывают их в вузах или вузы открывают их в компаниях. Речь идет о втором случае. Сама по себе базовая кафедра является учебной площадкой для студентов, где готовят специалистов определенной направленности.

В настоящее время распространен первый вариант создания базовых кафедр, когда компания по договоренности с вузом открывает свою кафедру для подготовки специалистов под свои нужды. В этом варианте никаких ограничений по закону нет и компания из Москвы может совершенно спокойно открыть такую кафедру на другом конце России. В обратном варианте, когда вуз хочет открыть кафедру на интересном ему производстве, есть проблема - возможность создания базовой кафедры за пределами муниципального образования не предусмотрена законом «Об образовании». Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить выделенные ему бюджетные деньги на открытие подобной площадки в другом регионе. Сейчас ведомством предлагается прописать в ст. 27 закона «Об образовании» возможность для вузов открывать базовые кафедры и за пределами своего муниципального образования. К примеру, Новосибирский университет сможет открыть базовую кафедру на «Уралвагонзаводе», хотя они и находятся в разных муниципальных образованиях. По оценкам ведомства, предлагаемые поправки могут вступить в силу в сентябре 2016 года.

Речь идет о создании базовых кафедр на предприятиях и в научных организациях. Изменения в закон позволят создавать структурные подразделения вузов непосредственно в шаговой доступности от производств и тех мест, где идут научные исследования. Все это позволит привлекать к учебному процессу специалистов-практиков и сделать подготовку специалистов практичной и эффективной. Поправки в закон позволят снять ограничение, связанное с возможностью создания таких кафедр только в пределах муниципального образования. После принятия закона вузы смогут создавать такие кафедры и на удаленных площадках, - пояснили в пресс-службе Минобрнауки.

В ведомстве также добавили, что создание базовых кафедр было осложнено необходимостью лицензировать их работу. По гражданскому законодательству обособленное подразделение учебного заведения в другом регионе или муниципалитете обязано пройти лицензирование как самостоятельное образовательное учреждение, а изменения в законодательстве позволяют создавать базовые кафедры без их лицензирования.

«Известиям » обратились к ректорам высших учебных заведений, на чьих площадках открыли свои базовые кафедры такие компании, как «Ростелеком», «Яндекс», Сбербанк и многие др.

Ректор МТУСИ Артем Аджемов считает, что всякого рода формальные ограничения идут во вред.

Во главе угла должно стоять дело. Если деятельность этой структуры оказывает поддержку университету и лучшему образованию студентов, то это надо только приветствовать. Всё зависит от предприятий и производств. Когда предприятия нуждаются в обновлении кадров, то они с охотой идут на создание подобных структур. Они динамично и хорошо работают, - отметил Артем Аджемов.

По словам ректора МТУСИ, есть еще одна правовая проблема в работе с базовыми кафедрами и кроется она в действующем законодательстве, согласно которому заведующий кафедрой обязан обладать степенью и званием.

Мы столкнулись с тем, что одну из наших базовых кафедр возглавляет доктор наук, но он не имеет звания профессора или доцента, и по формальному признаку это является нарушением. Когда мы говорим о базовых кафедрах, то такие нормы фактически бывают невыполнимы, потому что практически всегда руководителями таких кафедр являются представители производства, и у них не всегда есть звание или степень, а тем более то и другое вместе, - добавил Артем Аджемов.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев считает, что базовые кафедры вне вуза полезны и они дают совсем другое качество образования, нежели кафедра, находящаяся на базе высшего учебного заведения.

Нужно быть ближе к производству и делу. Это правильно. Смысл базовой кафедры - быть ближе к тому, чему вы учите студентов, и к тому месту, где потом они эти знания будут применять. Самые прорывные в науке и технологиях вещи делаются в основном людьми молодого возраста. Если студент начинает свою научную работу, когда ему, условно, 20 или 21 год, это колоссальное преимущество. Но он должен заниматься реальной научной и производственной работой. Пусть будет поначалу тяжело, но он сразу попадает на самый современный уровень. Если он пару лет проработал в этой организации как студент или аспирант, то у него нет никаких адаптаций и он сразу включается в дело, что выгодно производству, - считает Николай Кудрявцев.

Ректор Физтеха отметил еще одну особенность в организации базовых кафедр. По его словам, необходимо применять различные модели и подходы к организации таких кафедр, так как сейчас во всем мире технологические прорывы происходят в небольших компаниях с небольшим количеством сотрудников, которым не по карману содержание базовой кафедры. Выходом из этого Николай Кудрявцев видит создание кластерной модели, где на основе общего ядра студенты могли бы получать лекции, а научную и производственную работу осуществлять под руководством сотрудников небольших, но очень динамичных компаний.

На заседании правительства 21 августа министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов назвал одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий — создание базовых кафедр. У ведущих российских университетов уже есть опыт такого сотрудничества. О его особенностях в интервью РИА Новости рассказала и.о. декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева.

Ливанов: вузы выпускают не тех специалистов, которые нужны рынку труда Возможности отечественных вузов не соответствуют потребностям экономики, признал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что вузы, выпускники которых не могу устроиться на работу, должны быть закрыты.

— Светлана Валентиновна, откуда взялась идея базовых кафедр? Это российское или зарубежное изобретение?
— Идея создания базовых кафедр появилась в нашей стране достаточно давно. Одни из первых базовых кафедр были созданы в Московском физико-техническом институте.
Зарубежными аналогами базовых кафедр можно считать так называемые индустриальные департаменты университетов. В большинстве случаев они работают сразу со многими компаниями в определенной отрасли. Индустриальные департаменты организуют обучение и стажировки студентов в компаниях, привлекают преподавателей из бизнеса, помогают компаниям подобрать студентов для участия в проектах.
В отличие от индустриальных департаментов базовая кафедра - это площадка, иногда находящаяся не в вузе, а на предприятии, для сотрудничества вуза с одной конкретной компанией или научным институтом, причем рамки сотрудничества в каждом случае формируются индивидуально.

— Какова, на ваш взгляд, идеальная отдача от базовых кафедр для бизнеса и для вузов?
— Для вузов главная отдача заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, а в конечном счете - в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества.
Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество, тем выше отдача.

— Как должно быть организовано сотрудничество? Ведь бывают случаи, когда базовая кафедра - это всего лишь вывеска.
— Я могу говорить об опыте факультета бизнес-информатики ВШЭ, где с 2002 года создано 11 базовых кафедр. Для нас главный показатель их эффективности - студенческие работы и проекты, реализованные под руководством сотрудников базовых кафедр.
Например, под руководством преподавателей базовой кафедры компании "ФОРС" студенты факультета недавно приняли участие в проекте компании, связанном с информационной поддержкой бизнес-процессов спортивной отрасли, сделали доклады по тематике работ на международной конференции.
Другой пример: обучение по курсам базовой кафедры компании SAP позволило команде студентов нашего факультета под руководством Николая Шуйского занять первое место на конкурсе "SAP CodeJam Moscow" и второе место на конкурсе "InnoJam @CeBIT 2013".
Наш опыт показывает, что базовые кафедры работают успешно, если у вуза и компании есть взаимная заинтересованность и совпадение интересов. В НИУ ВШЭ разработано положение о базовой кафедре, которое определяет основные направления такого сотрудничества. Прежде всего, базовая кафедра участвует в учебном процессе: сотрудники компании ведут лекционные и семинарские занятия, мастер-классы, руководят дипломными и курсовыми работами, практиками и стажировками, привлекают студентов к выполнению проектов и исследований. А дальше возможны разные формы: организация студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

— Есть ли разница в работе базовых кафедр научных институтов и коммерческих структур?
— Организационно работа выстраивается сходным образом, а вот содержательно базовые кафедры научных институтов ориентированы, прежде всего, на развитие научных компетенций, ведь университет готовит кадры для научной деятельности, так же как и для практической. Кроме того, научные компетенции сегодня также высоко востребованы ведущими компаниями.

— Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки по развитию базовых кафедр в вузах?
— Инициатива верная, но нужно учесть один важный нюанс. Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.
Для более активного взаимодействия вузы и компании могли бы создавать совместные сервисы - например, банки идей, проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе, могли бы заинтересовать предприятия. Или же такой сервис, как поиск студентами предприятий для реализации своих идей, и наоборот - поиск предприятиями студентов для своих проектов. Например, на нашем факультете мы собираемся создать общую базу студентов, выполнявших проекты в области информационных технологий, с данными об их компетенциях и результатах работы, и она наверняка будет представлять интерес для компаний.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ).

Базовой кафедрой в МФТИ называется выпускающая кафедра, то есть кафедра, отвечающая не только за обучение студентов (за профессиональную часть их обучения в рамках «базового учебного цикла»), но и за написание ими дипломов и других научных работ (в том числе, в аспирантуре), а также за трудоустройство выпускников кафедры для работы по специальности. В соответствие с «системой Физтеха», базовая кафедра существует при одной или нескольких "базовых организациях" – при институтах РАН, НИИ, коммерческих или государственных предприятиях, расположенных в Москве или Подмосковье.

Часто базовая организация являются основным местом работы для сотрудников базовой кафедры, там же происходит учебный процесс и исследовательская работа студентов, их "погружение" в реальные задачи организации. Однако в современной ситуации наиболее полезным для студентов является несколько другое взаимодействие базовой организации и кафедры. А именно, кафедра учит студентов в одной организации (где есть много высококлассных ученых и педагогов), но начиная со старших курсов кафедра трудоустраивает их в другую - базовую - организацию (которая так или иначе оплачивает их профессиональное обучение и предлагает лучшие карьерные возможности).

Уникальной особенностью кафедры вычислительной математики МФТИ является то, что она связывает достаточно много базовых организаций со студентами своих специализаций: специализации «Компьютерное моделирование в механике, биомеханике и физиологии » Факультета и специализации «Прикладные вычислительные модели и программные комплексы » Факультета . Разнообразие базовых организаций дает студентам максимальные возможности для выбора направления работы, причем не только на этапе приема на кафедру, но и намного позже, после осознания своих интересов и вариантов практической работы.

Следует заметить, что сам МФТИ также является одной из базовых организаций кафедры вычислительной математики. Вуз, конечно, не обеспечивает полноценную карьеру во многих из тех областей, которые изучаются на кафедре. Однако "карьера" - это всегда проторенный путь; а у тех выпускников кафедры, кто ежегодно остается работать в самом МФТИ, имеется на порядок больше возможностей выбора (выбора интересной и творческой работы, выбора способа зарабатывания денег) - по сравнению с теми, кто делает "стандартную карьеру". Такими возможностями обычно пользуются лучшие выпускники кафедры, кто имеет наиболее самостоятельное мышление, а также любит преподавать или делать науку.

Любая базовая кафедра МФТИ (за исключением некоторых платных специальностей) обеспечивает обучение по одной или нескольким магистерским программам, описанным в государственном стандарте высшего образования по направлению 511600. Основными магистерскими программами для кафедры вычислительной математики являются "Математические и информационные технологии " (ФУПМ) и "Математическое и экспериментальное моделирование процессов в механике, гидродинамике и биомеханике " (ФАКИ). Выпускники кафедры поступают в аспирантуру и, как правило, защищают кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.18 "

Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, по каждому филиалу вуза должно быть оформлено отдельное приложение к лицензии на право ведения образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала (ч. 4 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " ").

Представитель Минобрнауки России подчеркнул, что в случае одобрения законопроекта вузы и ссузы смогут создавать не филиалы, а базовые подразделения при других организациях, в том числе при предприятиях, даже если последние располагаются не в том же муниципальном образовании, в котором находится вуз или ссуз.

Более того, Александр Соболев указал, что в соответствии с разработанным документом специальные лицензии на образовательную деятельность для базовых подразделений вузов не потребуются, поскольку последние будут учитываться в лицензии на образовательную программу в целом. При этом, по его словам, после принятия поправок вузам не придется собирать значительное количество документов и даже вписывать адрес базового подразделения в лицензию.

Эксперт также подчеркнул важность другого положения проекта закона, которое позволит назначать руководителями базовых подразделений генеральных конструкторов, крупных производственников и ученых, то есть представителей предприятий, при которых кафедры будут созданы. Документ допускает исполнение одновременно обязанностей и сотрудника предприятия, и руководителя базового подразделения вуза по совместительству. Сегодня, напомним, должностные обязанности руководителя государственной или муниципальной образовательной организации или филиала государственной или муниципальной образовательной организации запрещено исполнять по совместительству ().

Также он обратил внимание на то, что сегодня форма сотрудничества между вузами и предприятиями прямо не установлена законом, поэтому они не выстраивают взаимодействие друг с другом через специально создаваемые подразделения. Чаще всего они заключают договоры о сотрудничестве, в рамках которого предприятие обязуется взять на практику или стажировку студентов и выпускников вуза.

В связи с этим, как предполагается, все детали отношений между вузом и предприятием по практической подготовке студентов на базовых кафедрах должны быть урегулированы в типовом договоре. Эксперт сообщил, что форму такого договора Минобрнауки России уже разработало, причем особое внимание уделено его существенным условиям.

Отметим, что сегодня вузы взаимодействуют с предприятиями в том числе в рамках организации практики студентов. Учебные заведения заключают договоры на прохождение учебной или производственной практики с организациями, где студенты будут проходить практику (). Но форма такого договора не установлена каким-либо органом, так как ее определяет вуз.

По оценке спикера, в представленной модели взаимодействия нет рисков и сложностей, а нововведение важно как для вузов, так и для предприятий: первые получат доступ к современным технологиям для обучения студентов, а вторые смогут использовать интеллектуальный потенциал вузов для развития производства. Подчеркивалось, что внедрить подобную концепцию базовых предприятий на уровне подзаконных актов невозможно, в связи с чем потребуется внести системные изменения в закон об образовании.

В целом, по мнению разработчиков инициативы, работа базовых подразделений повысит качество образовательного процесса и будет способствовать интеграции образовательной и практической деятельности, в частности, в сферах инженерии, медицины и транспорта. Аналогичной позиции придерживаются и представители вузов.

В каких изданиях студенты вправе публиковать свои работы на бесплатной основе? Узнайте из материала "Права студентов" в "Домашней правовой энциклопедии" . Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Так, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко подчеркнул, что необходимость базовых кафедр существует, и данный вопрос не является предметом дискуссии. Он также обратил внимание на то, что такие кафедры могут стать основой для будущего трудоустройства студентов. Вместе с тем, по его мнению, нужно определить минимальные требования к предприятиям, при которых будут создаваться базовые подразделения, чтобы избежать рисков недобросовестности при их взаимодействии с вузами.

А проректор по организационно-правовым и экономическим спорам Московского городского педагогического университета Артемий Рожков указал, что принятие законопроекта важно в том числе и для сферы педагогического образования, поскольку оно во многом ориентируется на практическую подготовку студентов.

Вместе с тем, в ходе мероприятия были названы и недостатки законопроекта. В числе прочего, участники обсуждения указывали на сложность формулировок документа. Александр Соболев заявил, что Минобрнауки России планирует сделать документ более понятным для граждан.

На необходимость доработки проекта закона указала и заместитель председателя Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина , в то же время отметив, что потребность в предлагаемых нововведениях колоссальна.

Она подчеркнула, что подавляющее большинство предполагаемых поправок к законопроекту касается не области образования, а юридических аспектов, в связи с чем необходимо внести изменения в другие нормативные акты, а не только в закон об образовании. Так, она допустила, что будет изменен , поскольку у предприятий в результате взаимодействия с вузами появятся прибыль и соответствующие налоговые обязанности. Кроме того, закрепить возможность совместительства работы на базовом подразделении и на предприятии она предложила отразить еще и в .

Наряду с этим Любовь Духанина заявила, что законопроект будет проходить сложно в связи с предлагаемым вариантом, по которому базовое подразделение не будет отдельно лицензироваться. "Если мы какие-то блоки начинаем убирать вообще из системы лицензирования, то с позиции прав потребителя это непонятно. Можно говорить о каком-то другом механизме, о других требованиях к этой части образовательной программы [к деятельности базовых подразделений. – Ред. ], но предлагаемый механизм полностью не соответствует всем нормам о лицензировании и аккредитации образовательных учреждений", – заявила представитель Госдумы.

Поделиться