Историческое развитие человека. История человечества от возникновения до наших дней в предельно сжатом виде с еще более кратким прогнозом на будущее

Эволюционная теория Чарльза Дарвина рассказывает нам о том, когда появился человек на Земле. Данная точка зрения считается общепринятой среди научных исследователей. Ранее люди не могли точно сказать, кто создал человека. Тысячелетиями считалось, что человечество – дело рук богов, однако на вопрос, кто создал человека, отвечает – эволюция.

Вконтакте

Первые представители

Человек появился в далекие времена совсем не в том подобии, в каком мы можем наблюдать его сейчас. Самый первый представитель нашего вида на был больше похож на обезьяну, нежели на современного представителя людского социума. Некоторые исследователи считают, что первым человеком был австралопитек. Многие критикуют подобные предположения, так как он действительно больше схож с низшим классом приматов. Следующей вехой развития после австралопитека стал homo habilis или «человек умелый».

Он ходил на двух ногах, имел относительно прямую осанку. Эти люди создали первые орудия труда, чтобы пользоваться ими для добывания пищи и строительства жилья. Современные археологические открытия позволили установить максимально точную дату, когда на Земле появился человек умелый. Это произошло приблизительно 2,6 млн. лет назад.

Внимание! Первые представители нашего вида на Земле были сравнительно невысокого роста. Если сейчас средний рост среднестатистического человека составляет порядка 1,7 метра, то человек умелый был не выше 1,2 метра.

Место проживания

Исследователи пытаются установить, где появилось первое поселение людей. Долгие годы считалось, что человеческая раса зародилась на территории Западной Европы.

Главная причина тому – теория евроцентризма, которая говорила, что именно на территории Европы были созданы могущественные цивилизации, и именно отсюда начался прогресс.

Во второй половине ХХ века археологи нашли останки того самого человека умелого на территории современной Танзании, так называемого Афарского треугольника.

Именно там были сделаны ключевые находки, которые пролили свет на происхождение человечества. Археологи нашли рядом с человеческими костями созданные из камня орудия труда, которые вполне могли служить неплохим инструментом для добычи пищи.

В 1960 году уже мало у кого вызывала сомнения. Археологические находки также дали понять, как развивался человек, каким образом с течением времени увеличивался объем его мозга и улучшалась интеллектуальная деятельность.

Что касается классификации по периоду, то зарождение человечества следует датировать Кайнозоской эрой , которая началась 65 млн. лет назад. О данном периоде отзываются, как об «эре новой жизни», ведь она стартовала сразу же после падения огромного метеорита, который уничтожил динозавров и большую часть жизни на планете.

Процесс эволюции

Мы узнали, откуда появился человек и как назывался самый первый человек на земле, однако на этом эволюция нашего вида не остановилась – предстояли еще более удивительные изменения.

Homo ergaster

Приблизительно 1,8 млн. лет назад homo habilis эволюционировал в человека работающего, то есть – homo ergaster. Размер мозга данного вида значительно превышает homo habilis. Ученые считают, что именно homo ergaster обрели возможность пользоваться разговорной речью.

Возле скелетов homo ergaster археологи нашли следы первых кострищ. Следовательно, именно данный вид впервые начал добывать огонь. Кроме того, человек работающий изобрел рубило.

Homo ergaster стали чаще охотится на животных, а до этого момента первые люди на Земле были скорее собирателями и падальщиками. Достаточно высокий уровень интеллекта позволил им собираться в группы, которые стали отправляться на охоту – это значительно повысило шансы выживания и на успешный финал.

Homo erectus

Еще предыдущий вид человека начал колонизировать планету. С территории Африки первые люди на Земле отправились на территории Западной Европы и Азии. Именно на Далеком Востоке были найдены останки следующего этапа развития человеческой расы – homo erectus или человека прямоходящего.

На этом этапе развития человечества типичный его представитель имел рост в среднем 1,4 м. Homo erectus уже не сутулились, похода была прямой. По-прежнему использовались каменные орудия труда . Люди собирали корешки и растения, охотились на среднюю и небольшую дичь.

Поскольку человек в древнее время не мог защитить себя в одиночку, эректусы стали сбиваться в достаточно большие праобщины, которые насчитывали несколько десятков человек. Эректусы также впервые стали готовить мясо на костре. На данном этапе развития в период голода человек прибегал к каннибализму.

Между эректусами впервые появились зачатки отношений, напоминающие постоянную семейную пару, однако преимуществом пользовались беспорядочные половые связи. Археологические находки также подтвердили, что эректусы ухаживали за раненными соплеменниками и понимали лечебные свойства трав.

Важно! Возможно, уже тогда появились люди, которые назывались шаманами или знахарями.

Развитие мышления

Долгое время считалось, что человек разумный был предком неандертальца.

Однако исследования ХХ века доказали, что неандерталец был тупиковой веткой развития на территории Западной Европы, а homo sapiens пришел из Африки. Более того – именно он истребил и ассимилировал неандертальцев.

Археологи установили, что первые люди с зачатками разума появились приблизительно 350-250 тыс. лет назад.

Изначально homo sapiens были кочевниками и собирателями, и лишь 15 тыс. лет назад начали:

  • осваивать сельское хозяйство,
  • изготавливать орудия труда из кости,
  • строить постоянные жилища,
  • основывать небольшие постоянные поселения,
  • шить одежду,
  • рисовать на стенах пещер.

10 тысяч лет назад люди общались при помощи речи, а жесты и мимика ушли на второй план.

На этом этапе развития люди впервые стали создавать семьи и заключать браки. Развитие сельского хозяйства позволило сохранять часть продукции, благодаря чему стало возможно появление классов, власти и возможности выживать в неблагоприятные времена.

Homo sapiens одомашнили животных, что дало толчок развитию скотоводства. Это также облегчило процесс добывания пищи – не нужно было тратить огромное количество времени и сил на охоту. Тогда же возникает и торговля между племенами: одни предлагали шкуры, а другие — красивые ракушки или рыбу.

10 тыс. лет назад homo sapiens начал строить города, изобрел первые языки и построил цивилизации на территории Ближнего Востока, Северной Африки, Индии, Латинской Америки.

Мы проследили как развивался человек на протяжении всего периода эволюции, где появились первые люди 2,5 млн. лет назад, как шел эволюционный процесс, продолжающийся по сей день.

Современные научные достижения опровергли теорию о божественном происхождении человека и закрепили позиции Дарвинизма. Люди, прежде, чем стать такими, как сейчас, прошли долгий путь эволюции – от обезьяноподобного существа до современного человека информационной эпохи.

В какой период появились первые люди

Этапы развития человека разумного на Земле

Вывод

Первый человек появился на Африканском континенте, его родиной стала территория современной Танзании. Археологи называют данный регион Афарским треугольником или «колыбелью человечества». Из Африки небольшие племена людей стали расселяться по всей планете, покорив Европу, Азию, а затем Австралию и Америку.

Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.

Этапы (период) истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Краткая характеристика

около 2 млн. лет назад - 4-е тысячелетние до н.э.

около 2 млн. лет (20000 веков)

Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства.

4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э.

около 4 тыс. лет (40 веков)

Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи

476г. - середина 17в.

около 1200 лет (12 веков)

Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

середина 17в. - начало 20в.

около 300 лет (3 века)

Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание первой мировой войны .

1918г. - начало 21в.

около 100 лет (менее века)

Державное сопернечиство, Вторая мировая война , изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Когда закончилось возведение Стоунхенджа, до строительства Великих египетских пирамид оставалось ещё около 500 лет.

Многие вещи, известные нам со школьной скамьи, находятся во власти стереотипов. Взять, к примеру, древнеегипетские пирамиды. В учебниках чёрному по белому писали, что строили их рабы. Оказывается, всё было далеко не так…

Профессор Нью-Йоркского политехнического института Линда Капорел выдвинула интересную версию: обилие ведьм в средневековой Европе было вызвано… повсеместными посевами ржи. Это предположение позволило, в частности, оправдать англичанку Алису Самюэльс, которую казнили по обвинению в колдовстве 400 лет назад.

Она сыграла в кино не тан уж много главных ролей, но запомнилась зрителям - своей ярной красотой, необычным голосом и грустными глазами…

65 год нашей эры… Неизвестно, был ли Сенека причастен к заговору римской аристократии во главе с Лизоном против императора Нерона, но он оказался в числе подозреваемых, за что получил приказ покончить с собой.

Ровно 65 лет назад было принято секретное постановление о создании в нашей стране ракетной отрасли.

В 1929 году в СССР началась программа индустриализации: государству срочно нужно было преодолеть отставание от развитых капиталистических стран и превратить аграрную экономику в промышленную. Но этот процесс требовал больших вложений, причём не рублёвых: закупать необходимое оборудование приходилось за границей за золото или валюту. Однако средств не хватало. И тогда в правительстве придумали, как выкачать из народа «остатки прежней роскоши». Для этого голодным людям предложили продукты в обмен на драгоценности и антиквариат.

«С таким мастерством твоя правая рука раскрывает всё, что содержится в таинственных недрах ада, что я верю, будто глубины и самые далёкие области ада были тебе показаны ». Доминик Лампсоний, голландский гуманист, поэт и художник - о творчестве Иеронима Босха, 1572 год.

Урок обществознания 10 «Б» класс.

«Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

Теория локальных цивилизаций»

Цель урока – ознакомить учащихся с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций и предположить прогноз на будущее;

Развить у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции учащихся;

Объяснить понятия и термины «цивилизация», локальная цивилизация, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип.

Форма урока – изучение новой темы, урок-анализ

План изучения новой темы:

  1. Понятие «цивилизации»;
  2. Теория локальных цивилизаций:
  1. Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы;
  2. Типология по О. Шпенглеру – культуры и цивилизации
  3. Типология цивилизаций по А. Тойнби;
  4. Общие черты теории локальных цивилизаций
  1. Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода

Вводное собеседование:

На прошлом уроке вы узнали о типах обществ.

Вопрос – Какие типы обществ вы узнали?

Традиционное, индустриальное и информационное (постиндустриальное) общества;

Восточное и западное общества;

Вопрос – Какие критерии использованы в определении типов обществ?

Определенные и своеобразные качественные характеристики, присущие разным обществам;

Сопоставляя традиционную, индустриальную и постиндустриальную культуры, мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории.

Вопрос - А в горизонтальном измерении , какую типологию используют ученые?

Современные ученые делят человеческое общество – на мир Запада и мир Востока.

Учитель - Часто ученые их определяют таким понятием, как цивилизация Востока и цивилизация Запада.

Вопросы учителя к классу:

А какой смысл вы вкладываете в понятие «цивилизация»?

Каким вы видите современную цивилизацию?

Каковы рамки и перспективы современной цивилизации?

Учитель - Ребята, чтобы дать точное определение понятию цивилизация, увидеть перспективы развития современной цивилизации и определить макротеорию (общую теорию) направленности развития человечества, мы обратимся к истории вопроса.

  1. Изучение нового материала

«Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»

(С. Есенин)

Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но, если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва ли различаем и часто подход к ним неточен и субъективен.

Для характеристики истории общества на сегодняшний день используются два основных подхода: локально-цивилизационный и линейно-стадиальный (формационный). Сегодня познакомимся с локально-цивилизационным подходом в изучении истории (слайд 1).

Учитель сообщает - Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш-Л.Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход был развит в трудах Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Карла Ясперса (1883-1969,) Арнольда Тойнби (1889-1975) слайд 2.

Карточка №1 выберите наиболее, по-вашему мнению, подходящее правильное определение понятию «цивилизация»

Ответы учащихся:

Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития)- слайд 3

Вопрос Учителя - Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?

Ответы учащихся - Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни.

Цивилизация – часть всемирной культуры, существовавшая на определенном историческом этапе и конкретной территории.

Рассказ учителя - По-мнению основоположников цивилизационного подхода, в человеческом обществе с древнейших времен до сегодняшних дней, сменяя друг друга, существовали и существуют «локальные цивилизации» - самостоятельные, независимые и изолированные друг от друга закрытые общности. Они имеют свои особенности в социально-экономическом и культурном развитии – слайд 4

2. В 19 в. в трудах Николая Данилевского, Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби зародилась и получила широкое распространение «Теория локальных цивилизаций» - показываю фотографии на доске

Обращаюсь к учащимся – Внимательно прочитайте выдержку из труда Н.Данилевского «Россия и Европа» и ответьте на вопросы.

1 ряд - Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому – культурно-исторические типы в труде «Россия и Европа»

Вопросы к группе 1:

Ответы учащихся:

  1. А) КИТ - совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций;

Б ) Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип;

  1. Типы цивилизаций:
  1. Первичные
  2. Одноосновные
  3. Двухосновные
  4. Объединительные
  1. Ведущее начало, основа данного КИТа – религия, культура, политика – (слайд №5-6)

2 ряд - Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру

Вопросы к группе 2

Ответы группы 2:

  1. культур , проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость) . В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции - «становящееся» - культура и «ставшее» - цивилизация.

Цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил .

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.

  1. Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь:
  1. Египетскую;
  2. Вавилонскую;
  3. Индийскую;
  4. Китайскую;
  5. Арабо-византийскую;
  6. Греко-римскую;
  7. Западную;
  8. Культуру инков
  1. Слайды 7-9

3 ряд - Типология цивилизации по А. Тойнби в труде «Постижение истории»

Вопросы к группе 3

Ответы группы:

  1. Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»
  2. По его мнению,
  1. Территориальный признак
  1. Первичные
  2. Вторичные
  3. Третичные

Какова судьба цивилизаций по-мнению Арнольда Тойнби?

  1. Цивилизации развиваются независимо друг от друга
  2. Возможна гибель
  3. Спасение цивилизации путем создания единой высшей религии, «вселенской церкви» и «вселенского государства»

Таким образом, Главной «единицей» общественно-исторического процесса по их мнению являются локальные цивилизации

Вопрос учителя - Какие общие черты теории локальных цивилизаций вы можете выделить?:

  1. Глубоко изучает историю конкретных обществ, народов во всем их многообразии;
  2. Изучает национальные особенности духовной, социальной, политической, экономической жизни, психологические характеристики;
  3. Центр исследования – человек, как творец истории;
  4. Каждая цивилизация неповторима, несет в себе индивидуальные особенности развития
  1. Вопрос темы - Достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода

Учащиеся на основе изученного и пункта параграфа составляют ответ на вопрос « Каковы достоинства и недостатки локально-цивилизационного подхода?»

Достоинства:

  1. Позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике;
  2. Ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека

Недостатки:

  1. При локально-цивилизационном подходе становится невозможным взгляд на всемирную историю как на единый процесс исторического развития человечества в целом;
  2. Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ;
  3. Сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человечества в целом

Вопрос:

Как вы относитесь к теории локальных цивилизаций? Принимаете ли вы их точку зрения, что в мире с древних времен существовали только локальные друг от друга изолированные, независимые цивилизации и что каждую цивилизацию в будущем ждет гибель?

Какова судьба современной цивилизации?

Возможные ответы:

Даже в Древнем мире цивилизации не носили закрытый, локальный характер.

Они взаимовлияли друг на друга (египетская повлияла на формирование цивилизации Древнего Междуречья, древнегреческая повлияла на древнеримскую цивилизацию)

Цивилизации продолжали и продолжают существовать (например, китайская цивилизация, западноевропейская цивилизация);

Современная цивилизация под влиянием общественных процессов видоизменится и даст начало качественно новому продолжению цивилизации (западноевропейская цивилизация, российская цивилизация)

Домашнее задание:

Ответить на вопросы документа на стр. 135-136 прг. 13

Подготовить сообщение с презентацией о К. Марксе и О. Тоффлере

Предварительный просмотр:

Карточка №1

Работая с представленным материалом, ответьте на вопросы.

«Цивилизация, цивилизационный подход»

Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло в ХVIII в. благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, ш-Л. Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).

Основное понятие – цивилизация. Определение цивилизаций около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. сivilis – гражданский.

Под цивилизацией понимают:

  1. Отражение гражданского общества, в котором царят свобода, справедливость и право (Вольтер, Ш-Л. Монтескье, Д. Дидро);
  2. Этап исторического развития человечества, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, К. Маркс, Ф.Энгельс);
  3. Общество, находящееся на определенном этапе развития (О. Тофлер, У. Ростоу);
  4. Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других (А. Тойнби );
  5. Совокупность проявлений культуры (С. Хантингтон, К. Ясперс);
  6. Заключительную стадию эволюции любой культуры, которая характеризуется развитием индустрии и техники, деградацией литературы и искусства, концентрацией людей в больших городах, превращением народов в безликие массы (О. Шпенглер)
  7. «Цивилизация» - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.

- Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил, способностей людей и человека, выраженный в типах организации и деятельности людей, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Культура – совокупность материальных и духовных достижений человечества во всех сферах общественной жизни. Важным компонентом культуры является ценностно-нормативная система.

Задание к карточке №1 :

  1. Выберите наиболее, по-вашему мнению, подходящее правильное определение понятию «цивилизация»;
  2. Каково соотношение между понятиями культура и цивилизация?

Словарь урока:

  1. Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
  2. Совокупность уникальных проявлений общественных порядков, присущих отдельной исторической общности (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития, например, античная цивилизация и современная цивилизация)
  3. Локальные цивилизации – замкнутые цивилизации
  4. Локальные цивилизации – большая, исторически сложившаяся общность, которая занимает определенную территорию, имеет свои особенности социально-экономического и культурного развития (например, китайская цивилизация, западно-европейская цивилизация).
  5. Локальная цивилизация – сложная система, которая выражает культурно-исторические, религиозные, экономико-географические особенности отдельных стран, группы стран, этносов
  6. Локально-цивилизационный подход – подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации

Предварительный просмотр:

Карточка №2

1.Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому из книги «Россия и Европа»

Русский мыслитель второй половины ХIХ в. Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» рассматривал всемирную историю, как совокупность самостоятельных и специфических цивилизаций или культурно-историческогих типов (КИТ) человечества .

Он так же выделил периоды развития КИТов :

  1. Этнографический (древний) – начинается с отделения племени от родственных ему племен, обретения ими способности к самостоятельной деятельности;
  2. Политический (государственный) – народ выходит из этнографической формы бытия, строит свое государство и обеспечивает свою политическую независимость;
  3. Цивилизационный – обеспечивает народам реализацию своих духовных идеалов в науке, искусстве, осуществив развита свою творческую миссию, цивилизация исчерпывает свои силы и умирает.

По-мнению Н.Я. Данилевского, ни одна цивилизация не проявила свою всесторонность. Цивилизация проявляет созидательность только в одной или нескольких областях:

Еврейская – только в религии;

Греческая цивилизация – в эстетической области и философии;

Римская – в области права и политической организации;

Индийская – в религии, мистики и в сфере воображения, фантазии

В итоге¸ Н.Я. Данилевский выделяет 4 типа цивилизаций:

  1. Первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) – египетская, китайская, иранская, некоторые другие;
  2. Одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) – еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);
  3. Двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал)- европейская (политика и культура);
  4. Объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические)- славянская (пока не как реальность, а как возможность)

Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип , если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

В цивилизации он видел наиболее творческий период развития КИТа .

Цивилизации имеют свою судьбу, свое предназначение, свою историю. Они рождаются, расцветают и гибнут.

Все народы Н.Я. Данилевский поделил на следующие виды:

  1. Позитивные творцы истории, создающие велики КИТы;
  2. Негативные творцы истории – гунны, монголы, турки, не создавшие КИТов, но способствовавшие разрушению дряхлых цивилизаций (Рим пал под ударами варваров и т.п.);
  3. Народы и племена, оставшиеся этнографическим материалом, использованные творческими народами для обогащения своих цивилизаций (бывшие колонии)

Вопросы к группе 1

  1. Что понимал под культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский?
  2. Какие типы цивилизаций выделяет Н.Я. Данилевский?
  3. Какой принцип используется для определения цивилизации?

Карточка №3

2 .Типология культур и цивилизация по О. Шпенглеру по книге «Закат Европы»

Немецкий философ Освальд Шпенглер издал в 1918 году первую часть книги «Закат Европы». Шпенглер решительно опроверг общепринятую условную периодизацию истории на Древний мир – Средние века – Новое время (поскольку они не имеют никакого значения для неевропейских сообществ).

Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю – как на ряд независимых друг от друга культур , проживающих, подобно живым организмам периоды зарождения, становления и умирания (или детство, юность, зрелость, старость) . В своей теории он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.

Каждая культура имеет свою душу – первоначало, из которого развертывается все богатство культуры, своеобразная программа развития социального организма. Рождение культуры – есть пробуждение великой души.

Взаимодействие между культурами отсутствует, культуры непроницаемы. После достижения целей культуры она переходит в цивилизацию.

Цивилизация – утрата индивидуальности, так как общества обретают сходные черты, начинает умирать душа культуры, выражающаяся, прежде всего, в религии. Вместо религии широкое распространение получает атеизм.

Цивилизация – последняя фаза существования культуры, это ее закат.

Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда, ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культур) и «ставшее» (цивилизация).

Таким образом, цивилизации понимались им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения потери творческих сил .

По -мнению О. Шпенглера на данной стадии находился западный мир.

Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность , выделяя всего восемь:

  1. Египетскую;
  2. Вавилонскую;
  3. Индийскую;
  4. Китайскую;
  5. Арабо-византийскую;
  6. Греко-римскую;
  7. Западную;
  8. Культуру инков

По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т.д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых – глобальное господство над миром государства-победителя.

Вопросы к группе 2

  1. Охарактеризуйте понимание цивилизации по Шпенглеру
  2. Какие типы цивилизаций он выделяет?
  3. Какими процессами в обществе сопровождается цивилизация?

Карточка №4

3. Типология цивилизации по А. Тойнби по книге «Постижение истории»

Английский историк и философ Арнольд Тойнби в 30-60-ые гг. ХХ в. Опубликовал многотомный труд «Постижение истории». Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории»

Стадии существования цивилизации:

  1. Зарождения
  2. Роста;
  3. Надлома;
  4. Разложения;
  5. Гибели
  1. Зарождение цивилизации:

В качестве условий возникновения цивилизаций Тойнби выделял:

Присутствие в обществе творческого меньшинства;

Благоприятное окружение

Исследуя движущие силы развития цивилизации, Тойнби сформулировал закон «вызов - ответ».

История (окружение) постоянно бросает обществу «вызов», препятствия, которые общество, чтобы выжить, должно преодолеть, найти правильный «ответ» на данный «вызов», возникшую проблему. Поиск нужного решения осуществляет творческая элита, тем самым обеспечивает постоянное движение общества к цивилизации. «Вызов» та сила, которая заставляет цивилизацию меняться, прогрессировать или регрессировать.

Пример:

В Африке в древние времена произошла сильная засуха. Кто не ответил на вызов природы, те погибли в пустыне Сахара, а кто ответил, переселился в долину Нила, те выжили и создали египетскую цивилизацию.

2) Рост цивилизации – процесс внутреннего самоопределения, самовыражения. В античности – эстетика, западно-европейская цивилизация – в научно-техническом прогрессе (НТП).

3) Надлом – ситуация, когда общество не способно справиться с «вызовом». Гибель цивилизации происходит не от внешнего врага, а в результате собственного развития. Элита теряет способность эффективно решать проблемы, она утрачивает авторитет и пытается сохранить свое положение силой. В подобный период общество не справляется с вызовом, что приводит к надлому общества.

Пример:

После Второй мировой войны Запад сделал СССР технический «вызов». СССР проигнорировал этот «вызов», не «ответил», не решил проблемы отставания, что привело к краху СССР.

4) Разложение – такой период, когда общество утрачивает единство, что способствует гибели цивилизации

Пример:

Греция не помогла народам, воевавшим с римлянами, и в итоге сама погибла от рук римлян. Отсутствие единства, привело к гибели античной древнегреческой цивилизации

По его мнению, цивилизация – замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:

  1. Религия и форма ее организации
  2. Территориальный признак

Тойнби выделял следующие цивилизации:

  1. Первичные (неразвитые, приспособленные к жизни в определенных географических условиях, малосильные, легко возникающие и легко погибающие);
  2. Вторичные (возникающие в ответ на «вызов», изменяющий условия их первоначального существования);
  3. Третичные (возникающие на основе формирования единых религий и церквей из «вторичных» цивилизаций).

К середине ХХ в., по мнению А. Тойнби, осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христианская, исламская, буддийская, индуистская и др.)

Цивилизации развиваются независимо друг от друга. Их гибель неизбежна, если в будущем не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» (т.е. перейти к «третичной цивилизации»)

Вопросы к группе 3

  1. Как рассматривает всемирную историю А. Тойнби?
  2. Как он определяет понятие цивилизации? Какие выделяет критерии для определения цивилизации?
  3. Какие типы цивилизаций он выделяет? Какова их возможная судьба?

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний произошел от . Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные .

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio - «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию , считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.


Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств.

Поделиться