Как защитить воздух от загрязнения? Загрязнение воздуха — серьезная экологическая проблема Как обезопасить окружающий мир от транспорта.

Земля – это супер саморегулирующийся организм. Людям, которые являются его частью, надо перестать вредить планете, так, как вы не стали бы отрезать собственный палец. Философия «глубокой экологии» лежит в основе многих движений за охрану окружающей среды.

Люди отделены от окружающей среды, они либо обслуживают природу, либо являются ее хозяевами. Мы же должны видеть себя тем, чем мы, очевидно, и являемся: частью природы, не отличающейся от какой-либо другой ее части, считает американский профессор философии Майкл Зиммерман, пишет FacePla.net .

«Вместо того чтобы устанавливать тождество между собой и своим эго или непосредственными семьями, мы должны научиться отождествлять себя с деревьями, животными и растениями, да и всей экосферой. Это подразумевает довольно радикальное изменение сознания, но при этом наше поведение станет больше соответствовать тому, что говорит наука об улучшении жизни на Земле. Мы перестанем делать определенные вещи, которые вредят планете, так, как вы не стали бы отрезать собственный палец», – так объясняет Зиммерман свою идею.

Или как говорит норвежский эко-философ Арне Наэссос, который ввел термин «Глубокая экология»: «Это система мировоззрения, когда мы защищаем окружающий мир как часть самих себя». Глубокая экология понимает человека как «часть Земли», и не как «на Земле». Каждый вид имеет неотъемлемую ценность, которую нельзя измерить пользой для человечества. По словам Наэсса, ни один вид живого существа не имеет больше права жить и развиваться, чем какой-либо другой. Вся жизнь ответственна за здоровье и благополучие всей жизни, потому что вся жизнь взаимосвязана, взаимодействует и, в конечном счете, едина.

По мнению британского ученого Джеймса Лавлока, Земля - это супер организм, кибернетическая замкнутая система, которая «ищет оптимальную физическую и химическую среду для жизни на этой планете». Поэтому, тонкое равновесие жизни на Земле так хорошо сохраняется. Ее температура остается практически стабильной более 3 млрд лет, хотя на протяжении этого промежутка времени энергия Солнца возросла на 30-40%. Химический состав атмосферы Земли и соленость ее океанов также остались неизменными, несмотря на энтропию - второй закон термодинамики, указывающий, что все должно происходить иначе.

«Все разнообразие форм жизни на Земле от китов до вирусов, от дубов до водорослей, может считаться составляющим единого живого существа, способного манипулировать земной атмосферой, приспосабливая ее под свои потребности, а также снабженного умениями и возможностями, далеко выходящими за границы тех, которыми одарены его составляющие части» - пишет Лавлок в своей книге «Гея: новый взгляд на жизнь на Земле».

Вокруг теории велись длительные войны. После многочисленных компьютерных моделирований и подтверждающих исследований, исправлений ошибок самим Лавлоком, теория была признана почти законной.

В книге «Навстречу дикой природе» Пол Шепард, профессор экологии человека Питцер-колледжа в Клермонте (Калифорния), доказывает, что глубокие природные связи между планетой Земля и человечеством отражаются на человеческом мышлении. Так как люди провели 99% своей истории как охотники и собиратели, то вся архитектура мозга основана на идее поддержания жизнедеятельности природы. И это нашло отражение в языке, который действовал как мост к миру природы. Например, мы до сих пор говорим «устал как собака», «спокойный как удав» и т.д. Что случится, если те самые вещи, которые научили нас думать, исчезнут? Тогда может последовать экологическое разрушение психического равновесия.

Так по данным исследования, проведенного группой консультантов, во время пробуждения урагана «Катрина» частота психических заболеваний у людей, живущих в этой области, удваивается. Ученые Университета Иллинойса недавно открыли, что эффект от 20-минутной прогулки в лесу превосходит по действию все медикаменты, существующие сейчас на рынке для лечения синдрома детской гиперактивности. Когда детям не хватает контакта с природой, когда их инстинкт самосохранения остается неподпитанным, они гораздо больше подвержены тревогам, депрессиям и расстройству внимания.

Глубокая экология - это не только теория или описание реальности, это еще и призыв к действию: мы должны защищать планету так, как мы защищаем самих себя. На сегодняшний день эта философия лежит в основе значительной части движений за охрану окружающей среды.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

УМК «Школа России». Учебник: Окружающий мир. 3 класс Плешаков А. А. Москва, «Просвещение» 2013 г.
Цели:

  • познакомить детей с терминами «экология», «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»;
  • доказать детям, что Земля – наш дом, бережём дом – бережём здоровье;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде,
  • учить сравнивать, анализировать, обобщать, выполнять правила личной экологической безопасности.

Оборудование: презентация; интерактивная доска; конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления цепи загрязнения; конверты с заданиями для каждого ребёнка для составления правил экологической безопасности.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Вступление

– Здравствуйте, ребята! Покажите умные глазки, ровные спинки. Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка, помощь. А теперь представьте, что вы – цветок, а ваши ладошки – бутоны. Посмотрите на доску.

– Наш цветочек медленно раскрывался и стал таким красивым цветком. Какое настроение вызывает у вас это цветок? Давайте постараемся его сохранить на весь урок. Возьмите друг друга за руки. Почувствуйте тепло ваших рук, ваших сердец.

– Сядьте удобно. Закройте глаза, опустите головы и попробуйте представить то, о чём я буду говорить:
«Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь начинается. Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно. Откройте глазки. (Приложение 1 . Слайд 1)

4) Кроссворд. (Слайды 2-6)

– Посмотрите вокруг. Подумайте, без чего невозможна жизнь? Вспомним, отгадав кроссворд.

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.
2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.
3. Плодородный слой Земли.
4. Смесь газов.

Ответы:1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

– А достаточно ли человеку просто воздуха, воды, еды?
– Давайте представим идеального человека: ест правильную по разнообразию пищу, богатую витаминами, спит, как полагается, много двигается, занимается спортом, но
всё равно иногда болеет, может даже угодить в больницу. Значит, для жизни нужно ещё что-то. А вот что? (Если кто-то из детей скажет про экологию, то от этого отталкиваемся и продолжаем беседу, если нет, то тема на доске или на экране)
Вот сегодня мы должны решить эту проблему: что нужно человеку, чтобы он был здоров и счастлив.

II. Сообщение темы урока

Ребята, недавно я услышала интересный разговор.(Выступают учащиеся: мама – девочка, папа – мальчик)
– Ох, какая сегодня плохая экология, – сказала мама, – от нее у меня разболелась голова.
– Да уж, – согласился папа, – экология у нас совсем никудышная, вон и в газетах все время пишут, и по телевизору показывают. Надо ее исправлять.
– Кто же такая эта экология, от которой у мамы болит голова, и что такого она сделала? Плохо себя вела или не убирала за собой? И как ее собирается исправлять папа – кнутом или пряником? Может быть, ей в наказание не дадут конфет или поставят в угол?

2) Беседа.

– Ребята, а вы знаете, что такое экология? «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение, наука».(Слайд 7)
– Что же такое экология?

Экология – это наука о доме . (Хором вместе учитель и дети).

– А какой же дом изучает экология? (Общий для всех дом, нашу планету – Земля).
Да, ребята, экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля. Чтобы жизнь была безопасной.
–А что такое безопасность? (Защита от опасности)
– Итак, какая сегодня тема нашего урока? («Экологическая безопасность».) (Слайд 8)
Сегодня наша задача узнать и понять, что же это такое – экологическая безопасность.
Цель: узнать, как попадают к нам в организм вредные вещества из окружающей среды
и научиться защищаться от их вредного воздействия. (Слайд 9)
Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.
Так как же поступают в организм загрязняющие вещества? (Слайд10)
– Через продукты питания.
– Через воздух.
– Через воду.

III. Работа по теме урока

1) Источники загрязнения окружающей среды

Наша планета добра к нам. Она помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней, к своей планете? Бережём ли мы её?
– Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим внимательно на фотографии (Слайд 11)
– Ребята, возьмите зелёный конверт. На листах, которые лежат перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред природе, здоровью людей.
– Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, ребята, у вас и у меня получились одинаковые работы. Значит, вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения окружающей среды. (Слайд 12)
– Что же относится к источникам загрязнения окружающей среды? (Слайд 13)
(Промышленные предприятия, которые выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных веществ, сбрасывают в реку вредные отходы, транспорт, наши дома, где каждый день появляется много мусора и несознательные люди бросают его куда попало.)
Вы видите, человек может своими поступками, как сберечь природу, так и погубить её.
А ) Поговорим про воздух. (Слайд14)
Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Вокруг заводов почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки выпадает 1 т пыли. (Слайд 15)
Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу: один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами. Никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Бывает, ребята увлеченно разговаривают или ждут кого-то, а из выхлопной трубы стоящего автомобиля вырываются клубы ядовитого газа. Отойдите подальше, чтобы не дышать этим газом.

– Где чище воздух? (В лесу). Почему?
– Что является источником загрязнения воздуха?
– Что мы должны сделать, чтобы воздух был чище? (Слайд 16)

Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники. Вяз уничтожает за 400 лет жизни 48 кг сернистого газа, а кислорода выделяет 14 кг, клен выделяет в год 2 кг кислорода, один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей.

Физминутка

Рыбки плавают, ныряют,
Кувыркаются в воде,
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.

Б) Сейчас поговорим про воду. Я вам расскажу одну историю.

Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку.… Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, желтой, красной, черной…
Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Сценка.

(Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтами цветной рыбки).

Желтая рыбка . Соседка, почему ты такая красная?
Красная рыбка : На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?
Желтая рыбка . Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь.… А ты, подружка, чего такая фиолетовая?
Фиолетовая рыбка : Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела.… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.
Красная рыбка . Ой, смотрите-ка, кто это?
Фиолетовая рыбка . Среди своих родичей я таких не видела.
Черная рыбка . Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.
Красная рыбка . Что же нам делать? Как дальше жить?
Черная рыбка . Давайте попросим ребят помочь нам. Как очистить речку?

(Не бросать в воду мусор, не мыть в водоемах велосипеды, строить очистные сооружения на предприятиях, создать водоохранные зоны).

– Ребята, давайте вспомним, отчего река стала цветной?

Источники загрязнения воды: сточные воды заводов, разливы нефти, мусор с кораблей.

Один литр сточных вод приводит в негодность сто литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Пять грамм нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

– А какая вода у вас в домах?

Вода в наши дома поступает очищенной. Но совсем чистой ее не назовешь. Какое-то количество вредных веществ в ней остается. Давайте вспомним, когда мы кипятим воду, что видим внутри чайника? Накипь. Желтый налет. К тому же на станции очистки воды ее обычно обрабатывают хлором – хлорируют.
Зачем это делают? (для уничтожения бактерий)
Хлор вреден и для человека. Он остается в воде, и его легко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течет из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, ее надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках. (Слайд 17)

В) Поговорим про продукты питания. Как нам защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных пред­приятий. В них накапливается много вредных ве­ществ.
Всегда тщательно мой овощи и фрукты. Это нужно не только для защиты от болезнетворных бактерий, но и для того, чтобы удалить с поверхности овощей и фруктов остатки ядохимикатов, которыми их, возможно, обрабатывали. Не ешь рыбу , выловленную в загрязнённой реке. (Слайд 18)

2) Что такое экологическая безопасность?

– Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества.
– Что же произойдёт с нами и нашей планетой, если её загрязнять? (Всё живое погибнет, погибнет планета.)
– Можно ли при этом оставаться здоровым?
– Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и правила экологической безопасности .
– А что такое экологическая безопасность ?
Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. (Слайд 19) (хором)

3) Составление схемы «Цепь загрязнения»

а) А как же происходит загрязнение окружающей среды? Загрязнение доходит до человека как бы по цепи. Что такое цепь? Цепь состоит из звеньев, одно цепляется за другое.
– У вас на партах лежат розовые конверты. Возьмите их в руки. Откройте. Достаньте то, что в них лежит. (Слайд 20)
Возьмите домик. Положите перед собой. Разложите карточки со словами.
– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом, показать, потом приклеить на домик.
– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).
Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на нижний ряд.
– Проверим. (Слайд 21)
– Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).
Что образуют воздух, вода и почва вместе? (Всё это окружающая среда).
– Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на средний ряд.
– Проверим.
– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).
Приклейте, пожалуйста, карточки со словами на верхний ряд.
– Проверим.(Слайд 22)
Ребята, что мы составили? Обратите внимание, загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют «Цепь загрязнения ».

б) Рассмотрите картинку. Кто может объяснить цепь загрязнения? (Слайд 23)

в) Возьмите белый конверт. Соберите ещё одну цепь загрязнения. (Работа по группам)

Раздаются карточки для моделирования цепи загрязнения:

*перевозка нефти танкером;
*разлив нефти;
*нефтяная плёнка;
*заражённая нефтепродуктами рыба;
*промысловая добыча;
*попадание рыбы в пищу человека;
*заболевание органов пищеварения;

Проверка (Слайд 24)

– Как вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к человеку же эти загрязняющие вещества и возвращаются.

4) Физкультминутка. Игра «Правила поведения в природе»

Ребята, а чтобы проверить, как же вы знаете правила поведения в природе, проведём игру. Я буду задавать вопросы. Если вы согласны со мной, хлопните 3 раза в ладоши, а если не согласны – топните 3 раза ногами.

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Плохо)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Плохо)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Хорошо)
Если ветку подвяжу
Колышек поставлю? (Хорошо)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Плохо)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Хорошо)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!

5) Составление памяток «Правила экологической безопасности».

а) Ребята, чтобы сберечь наш дом – планету земля, очень важно знать и, конечно, соблюдать правила экологической безопасности. Давайте составим памятки экологической безопасности. Будем работать по группам. Приготовьте жёлтые конверты. Если возникнут затруднения, вам помогут памятки на столах. (Самостоятельная работа.) (Слайд 25)

1 группа – воздух
2 группа – вода
3 группа – продукты питания

– Проверяем. От каждой группы выберите представителя для выступления.

IV. Рефлексия. Тест (голубой конверт) (Слайды 26-30)

1. Виновниками экологических катастроф являются …

а) птицы
п) люди
о) звери

2. Как расшифровывается слово «экология»?

у) наука и жизнь
н) жизнь и дом
я) дом и наука

3. Загрязнение окружающей среды происходит по цепочке. Её называют…

л) грязная цепь
т) цепь загрязнения
в) цепь питания

4. Как защититься от загрязнённой воды?

ь) пить очищенную воду
ю) пить только родниковую воду
й) постараться вообще не купаться

– Заканчиваем работу. Положите ручки. Посмотрите на меня.
– Какой вопрос мы задавали в начале урока? (Что нужно человеку, чтобы он был здоров и счастлив)
Молодцы, ребята, теперь и вы, знаете правила экологической безопасности. Каждый человек должен знать и выполнять эти правила, чтобы сохранить планету здоровой, а значит сохранить и своё здоровье.

IV. Итог урока

Сегодня вы познакомились с новыми понятиями. Какими? (Ответы детей.)
– А ещё сегодня мы составили правила экологической безопасности.
– Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. Надеюсь, нет, я верю, что после сегодняшнего урока вы будете беречь природу, беречь своё здоровье.
– Ваш учебный день окончен. Давайте подведем итоги дня на «Дереве успехов» Это не простое дерево. Если у вас сегодня все получилось, вы довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то прикрепите к ветке дерева яблоко.
– Если вы неплохо поработали, но что-то не получилось, то прикрепите к ветке цветок.
– Ну а если ваша работа сегодня вас не радует, настроение не очень хорошее, но вы не отчаиваетесь и завтра постараетесь все выполнить
на отлично, то прикрепите зеленый листок. Завтра все обязательно получится.

V. Видеофрагмент

От кражи?

Ежегодно с наступлением теплой погоды отмечается рост краж велосипедов. Связано это с тем, что дети не всегда внимательно относятся к своему железному «другу», оставляют его без присмотра в общественных местах или передают его «покататься» малознакомым лицам, которые, взяв велосипед, уезжают на нем в неизвестном направлении. Взрослые так же проявляют беспечность, оставляя велосипед на ночь у двери своей квартиры или на лестничной площадке, чем провоцируют окружающих на совершение противоправных действий.

Здесь мы попробуем вас научить некоторым простым «хитростям», с помощью которых вы сможете уберечь велосипед от кражи.

· Не оставляйте свои велосипеды без присмотра, не храните их в подъездах и на лестничных площадках. Наличие специального запирающего устройства также не может являться гарантией их сохранности. Лучшие места для их хранения – квартира или гараж.

· Запомните «особые» приметы Вашего велосипеда. Если их нет, п оставьте какую-нибудь метку, сделайте его узнаваемым для вас. Вы можете нацарапать какой-нибудь знак на раме или же нарисовать на ней несмываемой краской. Постарайтесь запомнить серийный номер велосипеда, он находится на раме. Помеченные велосипеды меньше воруют. В случае же кражи такого транспорта, вам будет легче его опознать и найти.

· Закрывайте ваш велосипед на замок, даже если вы отлучаетесь ненадолго. Сейчас велозамки можно купить в любом веломагазине или на рынке. Вы можете выбрать себе замок в зависимости от материала, способа крепления и даже цвета и формы. К тому же смастерите тросик «понадежнее», чтобы его было не так-то легко повредить – это отобьет желание у воров «поживиться» легкой добычей;

· Если вы заходите в помещение, к примеру, в магазин или кафе, старайтесь держать велосипед в поле зрения;

· Обратите внимание, возможно, там, где вы собираетесь оставить свое транспортное средство, есть неподалеку камера видеонаблюдения. Оставляйте велосипед в поле ее обзора;

· Если вы не один, отлучайтесь по очереди. Пусть кто-то присматривает за велосипедом. Так намного безопасней.

Полностью обезопасить себя от кражи велосипеда невозможно, но если соблюдать эти нехитрые правила, можно постараться уберечь свое имущество.

Если же все-таки с вами случилась такая неприятность и ваш велосипед украли, первое, что вы должны сделать незамедлительно – обратитесь в по лицию. По возможности возьмите с собой документы на велосипед и чек, свидетельствующий о покупке. Постарайтесь как можно точно его описать.

Очень важно: обезопасьте себя от покупки краденого велосипеда, настоящий хозяин рано или поздно найдется. Проверяйте у продавца документы на велосипед, сверяйте с серийным номером – нет ли признаков изменения. А также попробуйте определить, не был ли велосипед перекрашен. Если что-то вызвало подозрение, не совершайте покупки, а обратитесь в полицию. Лишней бдительности не бывает.

Ухоженные, ослепляющие блеском полировки, разноцветные автомобили вызывают восторг и не оставляют места размышлениям о том, сколько грязи и отравы извергают они в окружающий мир. Век за веком, вопреки злой воле разрушительных сил, простояли афинский Акрополь и Венецианские палаццо, английский Вестминстер и парижский собор Нотр-Дам. Но влияние автомобильного смога оказалось сильнее. Он расшатывает фундаменты зданий, разъедает камни древних строений. Противостоять этому практически не удается ни в одной стране, почему эта таинственная болезнь и получила название «рак камней».

Давно подмечено разрушительное влияние загрязненного воздуха на растительный мир. Наиболее вредным для растений является сернистый газ, или двуокись серы. Накапливаясь в растениях, сернистый газ вызывает угнетение растительных клеток, вследствие чего листья желтеют, опадают, и растения погибают.

Нефтяные пятна, сколь радужные в лучах солнца, столь и опасные в повседневной жизни, покрывают поверхность вод рек, морей и океанов. Что особенно опасно, бензин, дизельное топливо, мазут, смываемые дождевыми потоками с поверхности дорог, попадают в грунтовые воды, которые, как известно, и служат основным источником питьевой воды для людей. Опасность такого компонента в питьевой воде трудно переоценить для всего живого на Земле.

Отрицательное воздействие автотранспорта на окружающую среду проявляется в различных аспектах. Это и отчуждение земель для строительства дорог, и нарушение экологического равновесия при их строительстве и эксплуатации (изменение ландшафта и «разделяющий эффект», водная и ветровая эрозия, усиление геодинамических процессов, загрязнение местности и вод продуктами эксплуатации автомобилей и дорог, а также потери сельского хозяйства), исчезновение заповедных, нетронутых природных комплексов.

Разрушительное влияние на биосферу и здоровье человека оказывает любой вид транспорта, но автомобильный особенно. Наиболее остро результаты его воздействия ощущаются в городах, где концентрация автотранспортных средств особенно велика. Вследствие быстрого роста автотранспортных средств возрастает изъятие кислорода из атмосферного воздуха. Это уже сегодня приводит к нарушению состава атмосферы, является причиной возникновения устойчивого кислородного голодания. Один современный автомобиль в течение часа потребляет около 50 килограммов кислорода. Если учесть, что в настоящее время мировой автопарк превышает 550 миллионов автомобилей, то можно легко подсчитать, что только за один час его работы будет израсходовано свыше 25,5 миллиона тонн кислорода, то есть больше, чем потребляет все человечество в течение целых суток.

Автомобиль потребляет в 45 раз больше кислорода, чем его водитель. Трехмиллионный американский город, где, как правило, у всех есть автомобили, потребляет количество кислорода, достаточное для 100 миллионов жителей Земли. Но озоновый слой един, и все черпают его из одного резервуара. На первый взгляд может показаться, что в транспортном потоке все, независимо от социальной принадлежности, дышат одинаково отравленным воздухом. Но это далеко не так. Даже качество воздуха, которым дышат водители и пассажиры, как это ни банально, зависит от их платежеспособности. Дело в том, что на роскошных автомобилях устанавливаются специальные кондиционеры, работающие в заданном режиме под контролем мини-компьютеров. Более того, такие кондиционеры способны озонировать воздух, создавать микроклимат, как в березовых рощах или на берегу океана. Но это не решает проблему в целом.

Ясно, что такие автомобили доступны только состоятельным людям. Да и от шумов Cadillac, Lincoln и Chrysler защищены лучше, чем малолитражные автомобили, которыми пользуются широкие слои населения.

Отработанные газы автомобилей с бензиновым двигателем более чем на 70% состоят из азота и на 13% из водяного пара и не являются опасными. Около 11% выхлопных газов приходятся на углекислый газ, который сам по себе также не является вредным для здоровья. Однако его постоянное накопление в атмосфере приводит к изменению ее состава, что, в свою очередь, вызывает долговременные климатические изменения. Оставшиеся 6 процентов выхлопов как раз и содержат наиболее вредные соединения: окись углерода, окись азота и серы, углеводороды, альдегиды, сажа, а также свинец и различные его соединения.

Наиболее тяжелые последствия загрязнения воздуха в результате гипертрофированного развития автотранспорта особенно очевидны в больших городах. Первенство в этом отношении принадлежит Лос-Анджелесу, расположенному в котловине и имеющему влажный климат, в результате чего там часто бывают густые смоги-туманы, на 90% состоящие из отработавших газов автомобилей. Тяжело страдают от загрязнения атмосферы также Нью-Йорк, Чикаго, Детройт и т. д. Выхлопные газы автомобилей, по американским данным, дают 88% всего угарного газа, 86% углеводородов, 80% азотнокислых соединений.

Особенно много вреда приносят в этом отношении автомобили с бензиновыми двигателями. Дизельные двигатели имеют значительно меньший уровень токсичности и содержат значительно меньше вредных веществ. Однако по сравнению с бензиновыми двигателями они характеризуются большим выбросом сажи. Это и способствует образованию так называемого «смога».

Неудивительно, что автомобиль нередко на Западе называют «грязной тварью». Достаточно сказать, что в среднем каждая шина оставляет за свою «жизнь» на асфальте до трех килограммов пыли, в изобилии содержащих сажу. Это не считая пыли, поднимаемой движением автомобилей, а также грязи выхлопных газов.

Известно, что содержащийся в воздухе сернистый газ, вступая в реакцию с водой, образует пары серной кислоты. Эти пары вызывают интенсивную коррозию стали и изделий из металлов. В промышленных районах сталь ржавеет в два-четыре раза быстрее, чем в сельской местности.

Вредным токсикантом являются окислы азота. В различных странах их выбросы составляют от 40 до 80 процентов. Попадая в атмосферный воздух, окислы азота превращаются в азотную кислоту, которая является в высокой степени коррозирующим веществом. Вместе с серной кислотой она представляет собой основной компонент кислых осадков. Они угнетают рост сельскохозяйственных растений, снижают общий уровень урожайности и самым пагубным образом сказываются па деградации лесных массивов. Многие леса Европы в настоящее время подвергаются азотным осаждениям, которые по крайней мере в десять раз выше, чем в незагрязненных районах, - до 60 килограммов на гектар в год. Кислотные осадки являются следствием взаимодействия с атмосферой серы и азота, которые попадают в нее в результате сгорания различных видов природного топлива.

«Природные катастрофы волнами прокатываются по миру. Наводнения в Бангладеш, испепеляющие засухи на Африканском Роге, сметающие все на пути ураганы в Карибском бассейне. И худшее еще впереди. Сегодня немногие ученые сомневаются в том, что природа переживает период самых резких и потенциально опасных перемен со времен великого оледенения. По самым оптимистическим прогнозам нам скоро придется изменить привычные представления о временах года. По худшим - нас ждет массовое бегство от наводнений, наступления пустынь, идущих с ними болезней. Но что бы ни случилось, есть веские основания считать, что это - ужасная месть планеты за отравление ее атмосферы дымом и газами, выбрасываемыми в небо гигантскими заводами»,- писала с тревогой «Советская Россия». Остается добавить, что 80 процентов всей двуокиси углерода в атмосфере получено от сжигания угля и нефти в энергетике, промышленности и на транспорте. Объем поступления этого газа «в небо» чудовищен: 5,5 миллиарда тонн в год - уже в три раза больше чем в 1950 году.

Все эти цифры могут показаться малозначащими - воздух на несколько градусов теплее, морские воды на несколько десятков сантиметров выше. Но это означает такую же разницу между нами и будущим, как между нашим временем и низшей точкой великого оледенения.

Наиболее опасным последствием загрязнения воздуха является ухудшение здоровья человека. Особую опасность представляют окись углерода и окислы азота. Около 95 процентов окиси углерода, вдыхаемой пешеходами, попадает в воздух с отработавшими газами автомобилей. Характерными признаками отравления окисью углерода являются головные боли, рвота, повышенное сердцебиение. А при концентрации окиси углерода порядка 1200- 1600 мл/м может наступить и смерть. Окислы азота служат причиной серьезных легочных заболеваний. Попадая при дыхании человека в легкие, они разрушают легочную ткань и нередко приводят к хроническим заболеваниям, например астмой и бронхитом. По всей вероятности, токсичные компоненты отработанных газов способствуют возникновению раковых заболеваний. Так, за первую половину XX века возросло число заболеваний раком легких в больших городах мира.

Вредными для здоровья человека являются и многие другие газообразные составляющие выхлопных газов, различные углеводороды, бензопирен, содержащий канцерогенные вещества. Из твердых веществ, выбрасываемых в атмосферу, наиболее токсичным: загрязнителем является свинец.

Свинец как кумулятивный яд, поступая в организм с током крови, разносится во все органы и ткани, накапливаясь в костях. Оттуда он вновь поступает в кровь. Признаки отравления человека свинцом отмечаются уже при концентрациях его в крови на уровне 200-400 мкг/л. Человека подстерегает еще одна опасность. Аккумуляция свинца растениями, особенно в районе автодороги, создает опасность его поступления в значительных количествах с пищей в организм людей.

Существует еще одна проблема. Вождение автомобиля доводит людей до крайнего нервного истощения. Постоянная напряженность вызывает у них боли в области шеи, повышает кровяное давление, приводит к язвенной болезни. Американский психиатр Т. Байрон Кэрезу отмечает, что некоторые из его пациентов, проходящих курс лечения стоимостью в 200 долларов в час, могут говорить половину дорогостоящего для них времени только о вождении, и ни о чем другом.

Такое же беспокойство стала вызывать вследствие быстрого роста проблема шума, как и загрязнение атмосферы или водного бассейна. Наиболее шумными являются автомобили с дизельными двигателями, так как процесс сгорания топлива в них происходит при очень высокой степени сжатия.

В больших городах доля транспортных шумов составляет 60-80 процентов всех шумов, окружающих человека. В Европе и Японии шум от автомобильного транспорта становится все более интенсивным, распространяется на новые районы, продолжается большую часть суток.

По прогнозам экспертов ООН, в 90-е годы более 55 процентов населения городов будет страдать от шума силою более 70 децибел.

Чрезмерный шум оказывает вредное воздействие на здоровье людей и может вызвать серьезные расстройства нервной и сердечно-сосудистой системы. Наблюдения показали, что внезапные и неожиданные шумы вызывают значительные изменения в организме: повышение кровяного давления, учащение пульса, спазмы мускулов, нарушение нормального функционирования органов пищеварения. Даже если человек привык к окружающему шуму, его организм все же нередко претерпевает ряд физиологических изменений: расстройство функций уха, горла и носа. Нередко обнаруживаются значительные изменения в выделении гормонов и далее нарушения мозговых функций у людей, подвергаемых шумовому прессингу.

В конце 60-х - начале 70-х годов угрожающий размер загрязнения атмосферы крупных городов капиталистических стран способствовал осознанию широкой общественностью этих стран необходимости принятия неотложных и конкретных мер по охране окружающей среды. Под напором общественного мнения государственные органы многих стран вынуждены были принять правовые акты по охране природы.

В США регулирование уровня выброса отравляющих веществ автотранспортным средством, как и другие проблемы экологии, входит в компетенцию Агентства по охране окружающей среды - независимого регулирующего органа по защите окружающей среды. После семи лет долгих дебатов, наиболее жарких из всех когда-либо проходивших в Конгресс США, был принят ряд жестких стандартов по токсичности.

В законопроекте «о чистом воздухе» было провозглашено, что двигатели автомобилей, начиная с моделей 1975 года, будут оснащены каталитическими конвертерами, позволяющими снизить выброс в атмосферу отработанных газов более чем на 90 процентов. Однако вскоре стало ясно, что эта задача недостижима. Правительство и Конгресс США были вынуждены периодически устанавливать временные промежуточные нормы выброса отработанных газов, а выполнение конечных целей перенести по крайней мере на начало 90-х годов.

Стандарты, принятые в различных странах, различаются как по условиям определения предельных норм на выброс токсических компонентов, так и по величине самих норм выброса вредных соединений в атмосферу.

Уже сейчас во многих странах созданы или создаются прототипы экономичных легковых автомобилей, расход топлива в которых составляет в расчете на 100 километров пробега пять или даже три литра. Достигается это за счет уменьшения веса автомобилей и улучшения его аэродинамических характеристик, снижения потерь в трансмиссии, коробке передач, повышения эффективности процессов смесеобразования, сгорания и теплообмена двигателя. Для этого широко используются электроника и современные материалы. Одновременно конструкторы проводят работы по совершенствованию дизельных двигателей и установке их на все виды автотранспортных средств. Широкое их использование, ввиду большей экономичности и меньшей токсичности, будет способствовать экономии нефтепродуктов и улучшит качество окружающей среды. Благодаря совершенствованию конструкции автомобилей и использованию катализаторов двойной очистки выхлопных газов удалось добиться значительного снижения общего объема выбросов вредных веществ и уменьшить загрязненность городской атмосферы. В США благодаря последовательно примененным мерам по ограничению и контролю за токсичностью автотранспортных средств расчетная величина общего уровня загрязнения в масштабах всей страны в начале 90-х годов будет значительно ниже уровня 1970 года.

Строго говоря, самые жесткие стандарты внедрены в Японии, причем как действующие в настоящее время, так и предусмотренные на будущее. Легковые автомобили первого класса (меньше 578 кг) потребляют бензина в настоящее время 5,4 литра на 100 километров пробега, а стандарты на 2000 год предусматривают довести этот показатель до 5 и менее литров на 100 километров. Именно эти автомобили и пользуются наибольшим спросом на международном рынке.

Нефтяной кризис и федеральные стандарты поставили американские корпорации перед эрой беспрецедентных за всю историю развития американской экономики изменений в автомобильной промышленности. Из числа разработанных федеральных стандартов особую важность приобретает требование на экологичность, которое стало одним из главных показателей конкурентоспособности в современном мире.

В странах Западной Европы государственное регулирование деятельности автомобильной промышленности также получило широкое распространение. Тут следует выделить следующее. Западноевропейские стандарты, как по токсичности, так и по экономичности варьируются по странам, но в целом эти стандарты жестче, чем американские.

Необходимо отметить, что исторически западноевропейские компании производили более экономичные автомобили, чем в США, и как результат автотранспортные средства, произведенные в этом регионе, могут успешно конкурировать на международном рынке.

С автомонстром борются всеми возможными способами. В целом к борьбе с загрязнением окружающей среды можно выделить три уровня: технический, градостроительный и организационно-правовой.

Значительный эффект в защите биосферы от воздействия автотранспорта могут оказать именно технические мероприятия. Если содержание токсических компонентов в отработанных газах бензинового двигателя принять за 100%, этот показатель для дизеля непосредственного впрыска составит 23 процента, а для газового двигателя - 21. А выбросы углерода еще ниже - три процента для дизеля и 19 - для газового двигателя. Если удастся наладить широкую эксплуатацию автомобилей, работающих на водороде, то проблема загрязнения окружающей среды будет решена, ибо отработанным продуктом станет чистая вода, хотя проблема шума останется.

С целью защиты сферы обитания человека во многих странах мира вводятся законы, призванные ограничить отрицательное влияние автотранспорта на состояние биосферы. Эти правовые акты, оформленные как стандарты на максимально допустимые выбросы токсических веществ в отработанных газах и уровень шумов автотранспортных средств, призваны активизировать усилия автостроительных и эксплуатационных предприятий по защите окружающей среды. Именно правовые акты, за невыполнение которых налагаются штрафы, порой разорительные, призваны объединить меры по защите экологии от автостроителей, которые ответственны за технический аспект, и градостроителей, которые обязаны обеспечить надлежащие условия для безопасной эксплуатации автотранспортных средств. Экологические проблемы давно вышли за рамки отдельных стран, и их решение возможно только на международном уровне. Потому проблемой окружающей среды занимаются на уровне ООН и других международных организаций.

К градостроительным решениям проблемы может быть отнесено строительство скоростных автомагистралей, использование транспортных развязок на разных уровнях, массовое строительство подземных и многоэтажных гаражей, создание пешеходных зон в центре городов и т. д. Эффективной мерой борьбы с автотранспортным шумом является применение выемок и туннелей, устройство противошумных насыпей, отделяющих магистрали от жилой застройки. Озеленение шоссейных дорог служит наиболее эффективным средством борьбы за чистоту воздуха и снижение шума, не говоря уже об эстетической стороне дела. Деревья, кроме того, как стражи здоровья, гибнут первыми, выявляя наиболее опасные для здоровья человека участки. Используются и новые способы. К примеру, во Франции для очистки городского воздуха в самых загруженных автотранспортом районах устанавливаются специальные фильтры, напоминающие афишные тумбы. Они способны поглощать и очищать 110 миллионов кубометров воздуха до уровня чистоты горного воздуха.

Совершенствование структуры автомобильного парка, развитие энергосберегающих видов транспорта (метро, скоростной трамвай, городские железные дороги, монорельсы, автобусное сообщение), улучшение дорожной инфраструктуры, ее благоустройство, организация движения и, конечно, улучшение технического обслуживания, ремонта и организации контроля за техническим состоянием транспортных средств - таковы магистральные пути защиты от автотранспорта окружающей среды.

При использовании материалов сайта прямая активная гиперссылка на обязательна. Незаконное копирование статей запрещено и преследуется по закону.

Опыт: Возьмем два сосуда, в один поместим проросшие семена, другой сосуд оставим пустым. Оба сосуда накроем крышками. Через день или два опустим в каждый сосуд горящую свечу.

Вопрос по опыту: В каком сосуде свеча погаснет?

Ответ: свеча погаснет в сосуде с проросшими семенами.

Вопрос: Рассмотри рисунки и объясни, почему в первом сосуде свеча гаснет, а во втором продолжает гореть.

Ответ: Проросшие семена «дышат», в процессе дыхания потребляется кислород, а выделяется углекислый газ. Углекислый газ не поддерживает процессы горения, поэтому свеча в первом сосуде погасла.

Обсудим вместе

Вопрос: Почему нужно стараться почаще дышать свежим воздухом? Сравним свои ответы с текстом.

Ответ: Для дыхания человеку необходим кислород, который содержится в воздухе, при дыхании человек потребляет кислород, а выдыхает углекислый газ, и если нет доступа свежего воздуха, количество кислорода в воздухе уменьшается, а углекислого газа увеличивается, при этом наше самочувствие ухудшается, появляется головная боль, человек начинает «задыхаться» , поэтому нужно проветривать помещения, учебные классы, стараться как можно больше быть на свежем воздухе.

Домашнее задание

Вопрос: Рассмотри фотографии на с.29. Установи причины загрязнения воздуха. Подготовь рассказ, как защитить воздух от загрязнения.

Ответ: На фотографиях запечатлены источники загрязнения атмосферного воздуха: выбросы от теплоэлектростанций (ТЭЦ), горение газовых факелов нефтеперерабатывающих предприятий, дым от горящих лесов, выхлопные газы автомобилей.

Известно, что без пищи человек может прожить больше одного месяца, без воды – только несколько дней, а вот без воздуха – всего лишь пару минут. Так он необходим нашему организму! Поэтому вопрос о том, как защитить воздух от загрязнения, должен занимать первоочередное место среди проблем человечества. Чтобы не убить себя необходимо принять срочные меры по предотвращению этого загрязнения. Заботиться о чистоте окружающей среды обязаны и граждане любой страны.

В последние столетия мы нередко ведем себя крайне неразумно. Полезные ископаемые бездарно транжирятся. Леса вырубаются. Реки осушаются. В результате нарушается природный баланс, планета постепенно становится непригодной для жизни. То же происходит и с воздухом. Он постоянно загрязняется всяческими отходами производств, попадающими в атмосферу. Как защитить воздух от загрязнения, чтобы жизнь на планете продолжалась? Специалисты в области защиты окружающей среды называются Экологи, они предлагают следующие способы защиты воздуха от загрязнения:

Обеспечить повышенный контроль за выбросами в воздух вредных веществ на промышленных производствах. Повсеместно создавать очистные сооружения замкнутого типа (чтобы выбросы в атмосферу не осуществлялись вообще).

Несоответствующие стандартам предприятия необходимо закрывать или на законодательном уровне заставлять их заниматься переоборудованием производства.

Весь существующий автопарк постепенно перевести на экологически чистое топливо. В некоторых странах Европы люди уже отдают предпочтение электромобилям. Как результат – в несколько раз уменьшатся выбросы вредных материалов в атмосферу.

Перейти на добычу экологически чистых видов энергии, используя силу ветра, солнечные лучи, потоки воды. А теплоэлектростанции закрыть как устаревший вид производства.

Прекратить вырубку лесов и бездумное использование полезных ископаемых.

По мнению специалистов-экологов, такие меры поспособствуют значительному улучшению сложившейся ситуации.

Поделиться