П а столыпин государственный деятель. Столыпин как личность и государственный деятель

Столыпин Пётр Аркадьевич (1862-1911 гг.) - русский государственный деятель. П.А. Столыпин был сыном героя Севастопольской обороны А.Д. Столыпина и княжны Горчаковой, представительницы знаменитой в то время фамилии.

Столыпин был женат на О.Б. Нейгардт - бывшей невесте своего брата, убитого на дуэли. По свидетельству современников, несмотря на сложный характер Ольги Борисовны, Петр Аркадьевич был счастлив в браке, имел пять дочерей и одного сына.

П.А. Столыпин закончил Петербургский университет и в качестве юриста начал свою деятельность в министерстве внутренних дел. Проявив незаурядное служебное старание, он в 1899 году был назначен ковенским предводителем местного дворянства, а в 1903 году переведён на должность саратовского генерал-губернатора.

Деятельность Столыпина в начальный период революции отличалась решительностью и бескомпромиссностью по отношению к любым зачинщикам беспорядков, из какого бы лагеря не шла инициатива. При этом он демонстрировал примеры личного мужества, считая своим долгом присутствовать в местах начинающихся беспорядков, чтобы не допустить их расширения, впрочем не отказываясь и от военной помощи. Это привлекло внимание к его личности и со стороны властей, и после отставки С.Ю. Витте и его правительства П.А. Столыпин получил пост министра внутренних дел. Главную задачу момента он видел в наведении в стране порядка при проявлении со стороны государства воли и умения её реализовать. Это был жестокий, умелый, и умный противник революционеров.

Действуя силой государственного принуждения, Столыпин не исключал и компромисса с оппозиционными силами и готов был пойти на формирование коалиционного правительства из числа представителей либеральных партий. К сожалению, большинство оппозиционеров свои партийные интересы поставили выше интересов Отечества, что свело на нет попытки П.А. Столыпина.

После назначения Столыпина на пост премьер-министра, на него посыпались не только нападки со стороны коллег, но и покушения со стороны террористов.

Через месяц после назначения Столыпина на должность председателя Совета Министров на него было совершено чудовищное покушение на Аптекарском острове, где проживала семья главы правительства и где он принимал посетителей. В результате мощного взрыва 27 человек погибли и 32 были ранены. Потрясенный видом искалеченной 14-летней дочери и ранением единственного сына, Столыпин подписал 19 августа в чрезвычайном порядке (по статье 87 основных законов) указ о военно-полевых судах, согласно которому судопроизводство над революционерами должно было завершаться в пределах 48 часов, а приговор исполняться в 24 часа. Столыпин считал эти меры оправданными для сохранения общественной безопасности, полагая, что на насилие необходимо отвечать силой. В ответ на неоднократные требования Думы отменить военно-полевые суды Столыпин категорически заявил: «Умейте отличать кровь на руках врача от крови на руках палача». Именно после этой фразы член ЦК кадетской партии А. Тыркова констатировала: "На этот раз правительство выдвинуло человека сильного и даровитого. С ним придется считаться».

На деле же чинились массовые беззакония, на большей части территории страны было введено чрезвычайное положение, не редки были смертные казни ни в чем не повинных людей. Судей, выносивших слишком «мягкие» приговоры, увольняли с работы. Если до осени 1906 г. в среднем казнили по 9 человек в год, то с августа 1906-го по апрель 1907 г. военными судами было вынесено 1102 смертных приговора. Такая статистика вполне подтверждает репутацию Столыпина как жесткого и даже жестокого политика.

Однако П.А. Столыпин вошёл в историю нашего Отечества не только как реакционная фигура. Он был прекрасным оратором и не боялся полемики. Столыпин смело выходил на трибуну Думы и своими речами мог не только подавлять оппонентов, но и убеждать депутатов в правильности выбранного им курса политических, социальных и экономических преобразований. Иногда речь оратора звучала достаточно резко. Например, выступая в Думе по вопросу о мерах борьбы с революционным терроризмом, Столыпин говорил: «Правительство будет приветствовать всякое открытое разоблачение какого-либо неустройства... но иначе должно правительство относиться к нападкам, ведущим к созданию настроения, в атмосфере которого должно готовиться открытое выступление. Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: «Руки вверх». На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: «Не запугаете».

При всей приверженности идее самодержавия Столыпин всё же был реформатором. Его речи волновали и заставляли задуматься - этим он и был страшен, причём как левым, так и правым силам. Его нужно было заставить замолчать, и террористические организации устроили на него настоящую охоту - 10 покушений, последнее из которых оказалось для П.А. Столыпина роковым. 5 сентября 1911 года П.А. Столыпин пал от руки анархиста-революционера Д. Богрова, который являлся и одновременно агентом охранного отделения. Это было симптоматично, т.к. премьер стоял поперек пути как экстремистки настроенным революционным силам, так и старым, ортодоксальным элементам, пытавшимся сохранить тот порядок жизни, который уже ушёл в прошлое и возрождение которого было уже невозможно.

Пришедший на смену Столыпину бывший министр финансов В.Н. Коковцев стал проводить политику, которая практически свернула реформы его предшественника. Брошенная Столыпиным фраза: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» - получила обратное значение: всё, что делалось после него, вело к социальному взрыву и непредсказуемости развития страны.

Личность и деятельность П.А. Столыпина

ВВЕДЕНИЕ

Личность и деятельность П.А. Столыпина были столь ярки и масштабны, что, кажется, никого не оставляли равнодушным. Более того, само его имя вызвало резкую поляризацию не только политических мнений, взглядов, пристрастий, но и сугубо личных чувств – от нескрываемого восхищения до неприкрытой ненависти. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутную пору, другие – обер-вешателем, черносотенцем, палачом, а выражения “столыпинский галстук”, “столыпинский вагон” стали нарицательными.

Целью же своей он ставил создать обновленную, реформированную страну, благоденствующее, демократическое государство.

В своем реферате я собираюсь раскрыть личность и деятельность Петра Столыпина – великого реформатора и государственного деятеля.

ГЛАВА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ.

В конце 19-начале 20 в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии.

Россия, хотя и во втором “эшелоне”, но вступила на путь капиталистического развития. Однако в начале 20 века она оставалась среднеразвитой аграрно-индустриальной страной с ярко выраженной многоукладностью экономики. Наряду высокоразвитой капиталистической индустрией в экономике страны большой удельный вес принадлежал различным раннекапиталистическим и полуфеодальным формам хозяйства от мануфактурного, мелкотоварного до патриархально-натурального. Средоточием пережитков феодальной эпохи оставалась российская деревня. Важнейшими из них были, с одной стороны, латифундиальное помещичье землевладение, крупные помещичьи имения, широко практиковавшиеся отработки (прямой пережиток барщины), с другой стороны крестьянское малоземелье, средневековое надельное землевладение, община с ее переделами, чересполосицей, тормозившие модернизацию крестьянского хозяйства. Здесь тоже произошли определенные сдвиги, что находило выражение в расширении посевных площадей, росте валовых сборов сельскохозяйственных культур, повышении урожайности, использовании удобрений, машин и т.д. В целом аграрный сектор разительно отставал от промышленного, и это отставание все более принимало форму острейшего противоречия между потребностями буржуазной модернизации страны и тормозящим влиянием феодальных пережитков.

Это отражалось и в социально-классовой структуре страны. Наряду с формировавшимися классами буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат) в нем продолжало существовать и сословное деление - наследие феодальной эпохи (дворянство, купечество, крестьянство, мещанство).

Ведущие позиции в экономике страны к началу XX в. занимала буржуазия. Однако она вплоть до середины 90-х годов фактически не играла сколько-нибудь самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны. Будучи зависимой, от самодержавия, она долгое время оставалась аполитичной и консервативной силой. Дворянство, оставаясь правящим классом-сословием, сохранило и значительную экономическую силу. Несмотря на утрату почти 40% всех своих земель, оно к 1905 г. сосредоточило свыше 60% всего частного землевладения и было важнейшей социальной опорой режима, хотя в социальном плане дворянство теряло свою однородность, сближаясь с классами и слоями буржуазного общества. Крестьянство, составляющее почти 3/4 населения страны, также было глубоко затронуто процессом социального расслоения (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). Между полярными его слоями назревали свои противоречия. Но в целом крестьянство по своему правовому положению, а в социально-политическом плане перед лицом помещиков и властей представляло собой единый класс-сословие.

Политический строй России - абсолютная монархия. Сделав в 60-70-х годах XIX в. шаг по пути превращения в буржуазную монархию, царизм юридически и фактически сохранил все атрибуты абсолютизма. Закон по-прежнему провозглашал: «Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный». Николай II, вошедший на престол в1894 г., твердо усвоил мысль о божественном происхождении царской власти и считал, что самодержавие есть единственная форма правления, приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть.

Вплоть до 1905 г. высшими государственными органами в стране были Государственный совет, постановления которого имели для царя рекомендательный характер, и Сенат - высшая судебная инстанция и толкователь законов. Исполнительная власть осуществлялась 11 министрами, деятельность которых отчасти координировалась комитетом министров. Их состав определялся монархом.

Неограниченность царской власти на местах проявлялась во всевластии чиновников и полиции, оборотной стороной которой являлось гражданское и политическое бесправие народных масс. Социальный гнет, отсутствие элементарных гражданских свобод дополнялись во многих районах России национальным гнетом.

Поражение в войне с Японией в 1904-05гг. показало, что Россия не способна конкурировать со странами, свободно развивающимися капиталистическим путем. Назревшие противоречия привели к революционному взрыву. России требовались, как и политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Петр Аркадьевич Столыпин.

ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА П.А.СТОЛЫПИНА.

Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, на отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Происходя из старинного дворянского рода, Столыпин, окончив Виленскую гимназию, поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. После его окончания служит в министерстве государственного имущества, но спустя год переводится в Министерство Внутренних Дел предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад. Много общаясь с крестьянами, он понимал их говоры: о земле, о ведении хозяйства. Его дочь писала “Мой отец любил сельское хозяйство…”.

Через 10 лет Столыпин назначается ковенским губернатором, а в 1902 году - гродненским губернатором.

В 1902 году Столыпин участвует в совещании о развитии сельскохозяйственной промышленности, где он высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселения по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как “Столыпинская реформа”.

В марте 1903 года П.А.Столыпина назначают губернатором в более крупную саратовскую губернию. Здесь и застала его первая революция, для подавления которой он применил весь арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.

В апреле 1906 года Столыпин назначается министром внутренних дел, хотя и не ожидал такого назначения. Борьба с революцией ложится на его плечи. А 24 августа 1906 года опубликовывается правительственная программа. В ней Столыпин объявлял направления своей политики в подготовке важнейших законов:

о свободе вероисповедания;

о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;

об улучшении крестьянского землевладения;

об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;

о реформе местного самоуправления;

о преобразовании местных судов;

о реформе высшей и средней школы;

о земском самоуправлении в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;

о реформе полиции…

Столыпин воспользовался 87 статьей Основных законов, которая предоставляла правительству право решать вопросы во время перерывов в работе Думы и в случае исключительных обстоятельств.

ГЛАВА 3. СТОЛЫПИН И ДУМА.

КОНФЛИКТ I ГОСДУМЫ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.

П.А. Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Новый курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство.

Первая Дума была враждебной правительству с первого до последнего дня. Она поставила себе целью прорваться дальше прав Манифеста 17 октября, хотя внешне, казалось, она должна была быть вполне послушной.

Правительство возглавлял уже не Витте, а Горемыкин, старый консервативный умный бюрократ. И все правительство было консервативно, что, наверное, было правильно для уравновешивания чересчур левой Думы.

В ней наиболее организованной была партия конституционных демократов. К кадетам примыкали партия демократических реформ и партия мирного обновления. Были и другие – октябристы, социалисты, национально- автономистские группы – польская, латвийская, эстонская, литовская и западных губерний. В общем, к оппозиции принадлежало больше половины думцев. Однако при всей оппозиционности почти все думцы были настроены заниматься мирной законодательной деятельностью по переустройству русской жизни, и верили, что правительство не будет в силах помешать им, а тем более распустить Думу.

Правительство не сразу поняло свое положение. Оно рассчитывало после первых формальных заседаний распустить Думу до осени, а там уж обстановка должна была показать, что дальше. После переговоров с председателем Думы она воспротивилась.

Власти были обескуражены и стали предлагать на рассмотрение Думе вопросы, имеющие какой-то районный характер (постройка прачечной и т.д.). Увидев такое пренебрежение, думцы сами стали выводить жгучие вопросы для обсуждения. Заявление думцев об амнистии по революционным, аграрным и политическим преступлениям не было воспринято властями, и начало конфликта было положено. Далее I Дума изложила свою программу реформ. Этот документ содержал все пункты кадетской программы:

упразднить Государственный Совет;

установить ответственность министров перед Думой;

права собраний;

свободы печати;

полной свободы совести;

отмены сословных привилегий.

Властям надо было что-то делать.

Совет министров долго спорит о тексте декларации. Одни требуют решительных мер, другие предупреждают, что не следует вмешиваться в диалог Думы и царя, не следует провоцировать опасный конфликт с Думой, а нужно представить на ее рассмотрение больше законопроектов, чтобы занять ее делом. За мирный разговор были только двое – Столыпин и Извольский, министр иностранных дел. Остальные – за грозную декларацию.

В результате Думу охватило негодование, вылившееся в “полное недоверие” министерству и пожелания “немедленного выхода его в отставку и замены министерством, пользующимся доверием народных представителей”. Глава правительства решил игнорировать Думу и публично заявил, что рассматривает ее как собрание беспокойных людей, действия которых не имеют ни какого значения. Это был бойкот.

Ход русской государственной жизни замер. Дума чувствовала свое бессилие. Практически на все вопросы Думы, правительство отвечало отрицательно. Дума выдвинула несколько аграрных законопроектов. Один из проектов, названный проектом 104-х, провозглашал национализацию всех земель государства. И как ни странно позже трудовики и крестьяне отвергли свой проект 104-х.

Противостояние правительства и Думы завершилось указом царя о роспуске Думы и отставке правительства. Утром 9 июля 1906г. указ был опубликован. Этим же указом Столыпин назначался председателем Совета министров. В августе этого года принимаются указы об увеличении земельного фонда, находящегося в Крестьянском банке, за счет передачи ему удельных и казенных земель. И, наконец, 9 ноября 1906г. выходит Указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”, положение которого и составили основное содержание столыпинской реформы. В 1910г. он становится законом.

II ГОСДУМА.

Вторая Государственная Дума открылась 2 февраля 1907г. Ее состав изменился. Силы в ней распределялись таким образом, что при равновесии сторон решающая роль принадлежала польскому коло (Р. Дмовский). Правые и примыкавшие к ним умеренные составляли 1/5 Думы. Кадеты, изменившие свою тактику, с примыкавшими к ним мусульманами – чуть больше. Социалисты – более 2/5. Самая большая перемена по сравнению с Первой Думой была в фигуре председателя Совета министров. 6 марта в зале дворянского собрания Столыпин объявил правительственную программу.

Он предложил следующие направления деятельности правительства:

Решение земельного вопроса;

Обеспечение свободы личности;

Укрепление начал веротерпимости и свободы совести;

Упразднение административной высылки;

Введение местного самоуправления, в том числе в Прибалтийском Западном крае и Царстве Польском;

Передача самоуправлению части государственных доходов;

Преобразование полиции, передача политических дознаний из ведения жандармской полиции следствию, установление точной сферы действия полиции;

Преобразования судов, допущение защиты на предварительном следствии;

Реформа рабочего законодательства, ненаказуемость экономических стачек, государственное страхование рабочих, снижение продолжительности труда, снижение норм малолетним, организация врачебной помощи;

Защита интересов русской торговли и промышленности на Дальнем Востоке, постройка Амурской железной дороги;

Школьная реформа, улучшение материального положения преподавателей, общедоступность, а впоследствии – и обязательность начального образования;

Возрождение армии и флота.

Впоследствии речи Столыпина производили большое впечатление на думцев. 10 марта он выступил с изложением правительственной концепции разрешения аграрного вопроса. 10 мая выступил с речью об устройстве быта крестьян и о праве собственности. Эта речь стала наиболее знаменитой не потому, что в ней изложены социальные и экономические аргументы, а потому, что он – последний защитник империи.

Одновременно в Думе шли дебаты по двум вопросам: аграрная политика и принятие чрезвычайных мер против революционеров. Правительство требовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Более того, 17 мая Дума проголосовала против “незаконных действий полиции”.

Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существование. Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью двух провокаторов было состряпано обвинение социал-демократической фракции второй Думы в подготовке ее военного заговора.

Манифестом 3 июня 1907г. Вторая Дума была распущена. Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в нарушении манифеста 17 октября и основных законов 1906г., согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.

Избавившись от оппозиционной думы, Столыпин теперь мог проводить политику авторитарную и консервативную, основанную на твердой решимости обновить страну и укрепить власть. Для этого почва была подготовлена новым избирательным законом.

3. III ГОСДУМА.

Думский справочник 1916 года показывает такую картину: дворяне, составляющие, по переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в третьей Думе 43% от общего числа, то есть 66 мест, примерно 15% мест получили помещики. Лица либеральных профессий-84 (около 20%), торговцы 36(7.5%), священники и миссионеры получили 44 места (около 10%) от общего числа. Рабочие и ремесленники получили 11 мест.

Новой избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50% мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза.

В третьей Государственной Думе скопилось два большинства. При голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов(154 депутата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов(147 депутатов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями. Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить политику лавирования между помещиками и помещиками и крупной буржуазией.

Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).

Социально-политический смысл сводится к тому, что Дума “крестьянская” превратился в Думу “господскую”.

16 ноября 1907 года, спустя две недели после начала работы третьей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Из нее следует, что первой и основной задачей правительства являются не “реформы”, а борьба с революцией. Несколько позже, в марте 1908г. Столыпин выступил в Думе с речью о сооружении Амурской железной дороге. Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося “коренной мыслью теперешнего правительства…”.

1909 год считается высшей точкой в судьбе реформатора, и одновременно – начало заката.

Первый признак отрицательных перемен еще не был осязаем, был воспринят как простое недопонимание между Столыпиным и Николаем. Разговор касался некоего Григория Распутина. Столыпин не раз предупреждал царя, что Распутин не “старец”, а развратник и даже может быть террорист. За Распутиным велось наблюдение. По одной версии его убили, по другой – он сбежал в Сибирь. Столыпин несколько успокоился.

ГЛАВА 4. СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМА.

Целей у реформы было несколько:

социально-политическая:

Создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей;

Крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне;

социально-экономическая:

Разрушить общину

Насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность;

экономическая:

Обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем:

Разрушение общины и развития частной собственности;

Создание крестьянского банка;

Кооперативное движение;

Переселение крестьян;

Агрокультурные мероприятия.

1 РАЗРУШЕНИЕ ОБЩИНЫ, РАЗВИТИЕ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

После отмены крепостного права правительство России категорически выступало за сохранение общины. Бурные события рубежа веков, быстрая политизация крестьянской массы и начавшиеся волнения приводят к переосмыслению отношений к общине со стороны царя, правительства и правящих кругов, но, тем не менее, в законодательной деятельности изменения происходят не сразу. В частности, и в новом Указе от 1904 года подтверждается неприкосновенность общины, хотя вместе с тем и предусматривается облегчение желающим из нее выйти.

Проработавшие два года “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности” под руководством председателя Совета министров Витте, в целом настроенное весьма радикально, тем не менее, в начале 1905 года пришло к выводу: “Все мнения, столь различные, сходились в том, чтобы не разрушать общины, а только устранить меры, насильно связывающие отдельных лиц вопреки их воле с общиной”.

Но уже в мае 1906 года съезд уполномоченных дворянских обществ высказывает требования правительству о предоставлении крестьянам права выхода из общины, о закреплении за ними уже находящейся в их пользовании общинной земли, о переселении крестьян в восточные районы, о деятельности крестьянского банка по созданию специального фонда из приобретенных у помещиков земель для следующей продажи крестьянам.

В августе 1906 года принимаются указы об увеличении земельного фонда, находящегося в крестьянском банке, за счет передачи ему удельных и казенных земель. И, наконец, 9 ноября 1906 года выходит Указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”, положения которого составили основное содержание столыпинской реформы. Утвержденный третьей Думой и Государственным Советом, он в 1910 году становится законом.

И тогдашние, и последующие исследователи значительных событий, связанных с первой русской революцией и столыпинской земельной реформой, сходятся в том, что переоценка отношения к общине со стороны правительства произошла в основном по двум причинам:

во-первых, разрушение общины стало желательным для самодержавия, поскольку тем самым разобщалась крестьянская масса, уже продемонстрировавшая свою революционность и сплоченность в начавшихся выступлениях первой русской революции;

во-вторых, в результате расслоения общины формировалась довольно мощная прослойка крестьян-собственников, заинтересованных в преумножении своей собственности и лояльно относящихся к другой, в частности к помещичьей.

По Указу 9 ноября все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение, такие земли называли отрубами, фермами и хуторами. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали “в собственность отдельных домохозяев” все земли, “состоящие в его постоянном пользовании”. Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же пределы были, то он платил общине за излишки по выкупным платежам 1861 года. Поскольку за сорок лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Вместе с тем, осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам.

Закон 5 июня 1912 года разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита – ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного – способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а также путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины, – по крайней мере, в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины.

Основные причины крестьянских настроений:

Община для крестьянина своего рода профсоюз, поэтому ни община, ни крестьянин не хотели терять его;

Россия – зона непостоянного земледелия, в таких климатических условиях крестьянин один выжить не сможет;

Общинная земля не решала проблемы малоземелья.

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянской массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные – от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения “согласия” сходов до высылки противников выдела.

В итоге, к 1916 году из общин было выделено 2478 тысяч домохозяев или 26% общинников, хотя заявления были поданы от 3374 тысяч домохозяев, или 35% общинников. Таким образом, правительству не удалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев. В основном именно это и определило крах столыпинской реформы.

2. КРЕСТЬЯНСКИЙ БАНК.

В 1906-1907 году указаниям царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита. Кроме того, с размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета, составив за период с 1906 по 1917 год 1457.5 млрд. рублей.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79.7% покупателей были единоличными крестьянами.

КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Столыпинская реформа дала мощный толчок развитию различных форм крестьянской кооперации. В отличие от общинника-бедняка, находящегося в тисках деревенского мира, свободному зажиточному, предприимчивому крестьянину, живущему перспективой, кооперация была необходима. Крестьяне кооперировались для более выгодного сбыта продукции, организации ее переработки, а в известных пределах и производства, совместного приобретения машин, создания коллективных агрономических, мелиоративных, ветеринарных и других служб.

Темпы роста кооперации, вызванные столыпинскими реформами, характеризуется следующими цифрами: за 1901-1905 годы в России было создано 641 крестьянское потребительское общество, а за 1906-1911 – 4175 обществ.

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежную массу. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая свой капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберагательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масленые артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

4.ПЕРЕСЕЛЕНИЕ КРЕСТЬЯН.

Начавшееся после реформы 1861 года ускоренное переселение крестьян в районы Сибири и Средней Азии было выгодно государству, но не соответствовало интересам помещиков, так как лишало их дешевой рабочей силы. Поэтому правительство, выражая свою волю господствующего класса, практически перестало поощрять переселение, а то и противодействовало этому процессу. О трудностях в получении разрешения на переселение в Сибирь в 80-х годах прошлого века можно судить по материалам архивов Новосибирской области.

Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины империи. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, “выселение из которых признавалось особо желательным”. Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство “открыло” переселение из Полтавской и Харьковской губернии, где крестьянское движение было особенно широким.

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792.8 тысяч человек. Количество крестьян, не сумевших приспособится к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев.

Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 года они были расширены на 80%, в то время как на европейской части России на 6.2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

АГРОКУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.

В настоящее время сложилось мнение, что аграрные реформы Столыпина привели к концентрации земельного фонда в руках немногочисленной богатой прослойки в результате обезземеливания основной массы крестьян. Дествительность показывает обратное - увеличение удельного веса «средних слоев» в крестьянском землепользовании.

ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЕ РЕФОРМЫ.

Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России. Валовый доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйсвенной продукции увеличился за период реформы на 46%.

Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животновотства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России состалял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.

Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве

были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в расматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

ГЛАВА 6. ПРИЧИНЫ НЕУДАЧИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ.

Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от «мира» зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием

А.В.Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, когда наша страна наконец то освободилась от социалистических оков, когда она встала на ноги и крепнет с каждым годом, интересно будет углубиться во времена царской России. Сейчас печатается столько интересных книг и вскрываются старинные архивы, что раскрытие любой исторической темы становится наитереснейшим занятием. Тема Столыпинских реформ наиболее актуальна сегодня, так как сегодняшней России нужен реформатор такой каким был Столыпин.

Реформы Столыпина не осуществились, но могли бы осуществиться, во-первых из-за гибели реформатора; во-вторых Столыпин у него не было опоры, так как он перестал надеется на российское общество. Он остался один так как:

крестьянство на Столыпина озлобилось, потому что у них отнимали землю, и община стала революционизироваться;

дворянство было в целом недовольно его реформами;

помещики испугались реформ, т.к. кулаки, выделившиеся из общины могли разорить их;

Столыпин хотел расширить права земств, дать им широкие полномочья, отсюда недовольство бюрократии;

он хотел чтобы правительство формировало Госдуму, а не царь, отсюда недовольство царя и аристократии

церковь тоже была против реформ Столыпина, потому что он хотел уравнять все религии.

Отсюда сделаем вывод, что российское общество не было готово принять радикальные реформы Столыпина, общество не смогло понять цели этих реформ, хотя для России эти реформы были бы спасительными.

  1. Министр шестой части земного шара
  2. Премьер-министр Российской империи

П етр Столыпин стал самым молодым премьер-министром Российской империи. С его именем связаны последние крупные преобразования в стране. Среди них - аграрная реформа, освоение Сибири и заселение восточной части страны. Все годы на государственной службе Столыпин боролся с сепаратизмом и революционным движением.

Блестящая карьера чиновника Столыпина

Петр Столыпин родился в дворянской семье в Германии. Его отец был военным, поэтому семье приходилось часто переезжать. Раннее детство мальчик провел в усадьбе Середниково Московской губернии, затем семья перебралась в небольшое имение в Литве. Начальное образование Петр Столыпин получил на дому, в 12 лет он поступил во второй класс Виленской гимназии. Здесь он проучился пять лет, пока в 1879 году отца не перевели в Орел. Юноша поступил в седьмой класс Орловской мужской гимназии.

Окончив гимназию в 1881 году, Петр Столыпин вопреки дворянской традиции выбрал не военную службу, а поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета. Юноша учился прилежно, поэтому по окончании учебы Совет Петербургского университета утвердил его «кандидатом физико-математического факультета». К тому же Столыпин получил чин коллежского секретаря, который соответствовал X классу в Табели о рангах, хотя обычно выпускники заканчивали университет в чине XIV и очень редко XII класса.

Еще будучи студентом, Петр Столыпин поступил на службу в Министерство внутренних дел. Но молодого чиновника больше интересовало сельское хозяйство и землеустройство Российской империи, поэтому в 1886 году по прошению Столыпина его перевели в Департамент земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ. Уже через два года он получил звание камер-юнкера Двора Его Императорского Величества, что соответствовало V классу по Табели о рангах. Таким образом, всего за три года Столыпин поднялся по Табели на пять чинов - небывалое достижение за столь короткий период.

Пётр Столыпин. Фотография: khazin.ru

Пётр Столыпин. Фотография: m1r.su

В 1889 году Столыпин вернулся на службу в Министерство внутренних дел. Сначала его назначили Ковенским уездным предводителем дворянства и Председателем Ковенского съезда мировых посредников, а в 1899 году - Ковенским губернским предводителем дворянства. В общей сложности Столыпин провел на службе в литовском Ковно 13 лет - с 1889 по 1902 год. Особое внимание он уделял сельскому хозяйству: изучал передовые технологии, закупал новые сорта зерновых культур, разводил племенных рысаков. Производительность крестьянских хозяйств увеличивалась, а сами они становились более обеспеченными.

Труд Столыпина государство отмечало новыми чинами и наградами. Он получал все новые титулы, звания и ордена, а в 1901 году стал статским советником. Спустя год министр внутренних дел Вячеслав фон Плеве назначил Столыпина губернатором Гродно. Прежде всего Петр Столыпин ликвидировал в губернии повстанческие общества. Затем стал развивать фермерство: закупил современные аграрные орудия и искусственные удобрения. Губернатор уделял внимание образованию крестьян: он открыл ремесленные училища и специальные женские гимназии. Многие дворяне-землевладельцы осуждали его реформы и считали, что «образование должно быть доступно обеспеченным классам, но не массе…» . На что Столыпин отвечал: «Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не приведет к анархии» .

Вскоре Столыпина назначили губернатором Саратовской губернии. Когда он вступил в должность, страну захлестнула первая революция. Саратовская губерния оказалась одной из самых радикально настроенных: здесь находился один из центров революционного подполья. В городах начались стачки рабочих, в селах - крестьянские бунты. Губернатор лично успокаивал митингующих и выступал перед толпами бунтовщиков. Революционеры начали его преследовать.

Реферат составила: студентка 2 курса Эксузьян Елена

Сибирский независимый университет

Факультет психологии

Новосибирск 1998

Петр Аркадьевич Столыпин принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с 16 века. Род сильно разветвился, владея многочисленными поместьями в разных губерниях. Родоначальником его трех наиболее известных линий стал Алексей Столыпин (1748-1810). Старшую ветвь представлял сенатор Аркадий Алексеевич, друг М.М.Сперанского. Среднюю ветвь представляла Елизавета Алексеевна Арсеньева - бабушка М.Ю. Лермонтова.

П.А.Столыпин родился 2 апреля 1862 года в Дрездене, куда его мать ездила к родственникам. Детство и раннюю юность он провел, в основном, в Литве. Столыпин окончил Виленскую гимназию и в 1881 году поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Петр Аркадьевич любил литературу и живопись. Не плохо сочинял, но не придавал большого значения своим литературным дарованиям. Внешне Столыпин был похож на отца. Петр Аркадьевич был высок, подтянут, подвижен, не курил, почти не употреблял спиртного, редко играл в карты. Стрелялся с убийцей своего брата и был ранен в правую руку, которая с тех пор плохо действовала.

Карьера Столыпина длилась всего 5 лет. По окончании университета Столыпин поступил на службу в министерство государственных имуществ. В 1889 году перешел в МВД, получив назначение ковенским уездным предводителем дворянства, а в 1902 году -неожиданно для себя - гродненским губернатором. Его выдвинул министр внутренних дел В.К.Плеве, старавшийся замещать губернаторские должности местными землевладельцами. В Гродно Столыпин пробыл всего 10 месяцев. В это время были созваны местные комитеты о нуждах сельскохозяйственной промышленности. Открывая заседание комитета Столыпин перечислил те факторы, которые считал первостепенными в деле подъема сельского хозяйства. Среди них уничтожение чересполосности крестьянских земель и расселение крестьян на хутора. Считал, что следует улучшать быт крестьян не спрашивая о том его мнения, так как народ темен и пользы своей не разумеет. Это убеждение Столыпин пронес через всю свою государственную деятельность.

Важным фактором подъема земледелия Столыпин считал развитие мелиоративного кредита (кредит на сельскохозяйственные улучшения).

Коснувшись рабочего вопроса, высказался за широкое развитие социального страхования, рассматривая его как «предохранительный клапан» против распространения социальных идей. Особое внимание советовал уделять женскому образованию и насаждению сельскохозяйственных знаний.

В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел. Вместо прямолинейного Дурново требовался более либеральный министр. Выбор пал на Столыпина. Он пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса. Этот курс представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство, конкретно - создав Думу с преобладанием крестьянских представителей. Реформистская деятельность правительства, заглохшая после отставки Витте, вновь оживилась. В отличие от Дурново и Горемыкина Столыпин стремился не только подавить революцию при помощи репрессий, но и снять ее с повестки дня путем реформ, имевших целью в угодном для правительства и правящих кругов духе разрешить основные вопросы, поставленные революцией.

24 августа правительство опубликовало декларацию, в которой пыталось оправдать свою политику массовых репрессий и возвещало о намерении провести важные политические реформы. Был принят указ о передаче крестьянскому банку для продажи крестьянам части казенных земель. 5 октября - указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян. Были отменены подушная подать и круговая порука, сняты некоторые ограничения свободы передвижения крестьян, избрания ими места жительства, отменен закон против семейных разделов, сделана попытка уменьшить произвол земских начальников и уездных властей, расширены права крестьян на земских выборах.

17 октября 1906 года Столыпин конкретизировал указ о веротерпимости. Были определены права и обязанности старообрядческих и сектантских общин.

9 ноября 1906 года был издан указ, имевший название «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». В дальнейшем он стал действовать как закон 14 июня 1910 года. 29 мая 1911 года был принят закон «О землеустройстве». Эти три акта составили юридическую основу серии мероприятий, известных под названием «столыпинская аграрная реформа».

Столыпин стремился разрушить общину. Предполагалось, что чересполосное укрепление наделов отдельными домохозяйствами, нарушит единство крестьянского мира. Крестьяне, имеющие излишки против нормы, должны были заспешить с укреплением своих наделов и образовать группу, на которую правительство рассчитывало опереться. Затем следует разбивка всего деревенского надела на отруба или хутора, которые считались идеальной формой землевладения, ибо крестьянам, рассредоточенным по хуторам было бы трудно поднимать мятежи.

В конечном итоге властям не удалось разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Аграрная реформа потерпела неудачу.

Имя Столыпина всегда вызывало споры. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.

Столыпин Пётр Аркадьевич (1862 – 1911) – крупнейший русский реформатор, глава правительства в 1906-1911.

Выходец из знатного дворянского рода, он благодаря силе характера и талантам быстро продвигался по государственной службе и вскоре дорос до губернаторских должностей (в Гродно и Саратове).

Материальное положение русской деревни мало улучшилось даже после отмены в 1861 крепостного права . Причиной этого был «полусоциалистический» общинный строй , насаждавшийся государственной бюрократией с петровских времён. И после 1861 крестьяне не получили права частной собственности на землю. Каждое сельское крестьянское общество было коллективным владельцем своей земли и распределяло участки между членами по уравнительному принципу, ещё и с периодическими переделами. Такое искусственно поддерживаемое «равенство» лишало наиболее трудолюбивую часть крестьян перспективы разбогатеть и стимула к труду. Крупные улучшения и мелиорации на участке становились бессмысленными – ведь при очередном переделе его можно было утратить. Следствиями общинного строя были сельскохозяйственный застой и нищета, порождавшие недовольство властью.

Губернатор Столыпин присоединился к сторонникам замены коллективистской общины частными крестьянскими хозяйствами. Пётр Аркадьевич понял, что сельский ропот был главной причиной роста начавшейся в 1905 революции . Эту революцию невозможно было подавить одной силой. Требовались реформы – и отмена общинного строя должна была стать важнейшей из них.

Обратив внимание на столыпинские доклады по крестьянскому вопросу, царь Николай II вызвал его из Саратова в столицу и назначил министром внутренних дел (26 апреля 1906). Как раз на следующий день началась работа 1-й Государственной Думы . Желая продолжать революцию, та стала открыто одобрять эсеровские и социал-демократические теракты, не признала назначенного царём правительства и потребовала изменить только что опубликованную конституцию (Основные законы 23 апреля 1906) в сторону предельного ослабления монархизма. Аграрный вопрос Дума сулила решить путём отнятия земли у помещиков и раздела её между крестьянами. Думцы скрывали, однако, что крестьянам и так уже принадлежало 75-80% удобной для обработки (не леса, не болота, не тундра) земли. Делёжка помещичьих имений обогатила бы деревенское население совсем незначительно. Порабощавшую же крестьянство общину наклонная к социализму Дума всеми силами желала сохранить.

Из членов правительства именно Столыпин смелее всех сопротивлялся Думе, доказывая, что она ведёт государство к развалу. 8 июля 1906 царь распустил Думу, объявил новые выборы и назначил молодого, энергичного Столыпина главой кабинета министров вместо престарелого Горемыкина .

За роспуском Думы последовало усиление революционного террора. 12 августа революционеры устроили дерзкий взрыв дачи премьера на Аптекарском острове . Столыпин при этом уцелел лишь чудом, его дети были искалечены. Ответом стало введение 19 августа военно-полевых судов, которые получили право выносить в 48 часов и затем исполнять в 24 часа приговоры по тяжким преступлениям, где виновность была несомненной. За 8 месяцев существования военно-полевых судов по их вердиктам было казнено 683 убийцы и грабителя. От рук революционеров за тот же срок погибло втрое больше людей, однако террор всё-таки стал заметно слабнуть.

Стойко противодействуя революционным преступлениям, Столыпин одновременно приступил и к реформам, прежде всего к аграрной. Крестьянам безвозмездно передали часть казённых и личных царских земель (9 млн. десятин), а 9 ноября 1906 была опубликована и главная мера – закон о праве крестьян выйти из общины. Это преобразование по своему благотворному значению мало уступало отмене крепостничества.

20 февраля 1907 собралась Вторая Дума . Столыпин выступил перед ней с широким планом реформ (введение строгой ответственности полицейских и госслужащих, пенсии и пособия, облегчение труда женщин и подростков, ненаказуемость экономических стачек, налоговая реформа в пользу бедных слоёв). Дума отвергла программу правительства. Не предлагая сама ничего равноценного, она требовала лишь «уничтожить самодержавие» и «отнять землю у помещиков» (что разрушило бы 130 тысяч культурных хозяйств). Не утверждённые думцами военно-полевые суды по закону через два месяца прекратили существование.

Столыпин всячески старался склонить Думу к сотрудничеству, однако это оказалось невозможным. Когда депутаты от социал-демократов были уличены в подготовке военного заговора, Вторая Дума тоже подверглась роспуску (3 июля 1907). Этот акт сопровождался не вполне законным изменением избирательных правил в пользу состоятельных слоёв – и получил поэтому название Третьеиюньского переворота. По сложившейся обстановке такой переворот был неизбежен и благотворен. Он открыл эпоху необычайно быстрого и успешного развития России.

В ноябре 1907 начала работу Третья Дума . Новый избирательный закон обеспечил ей гораздо более умеренный состав, и этот парламент стал сотрудничать с правительством. Столыпинская аграрная реформа увенчалась блестящим успехом. Крестьяне активно переходили к частному хозяйству, и его производительность далеко превышала общинную. Сбор ржи в 1894 году дал 2 миллиарда пудов, а в 1913 году – уже 4 миллиарда. Львиная доля его прироста была достигнута именно за «реформенные» годы. Своё сельское преобразование Столыпин продолжил организацией крестьянских переселений из Центральной России на свободные угодья Сибири и Дальнего Востока. Переселенцы получали за Уралом даром по 50 десятин земли и широчайшие казённые льготы при переезде. Число желающих ехать достигло, поэтому, огромных цифр. К войне 1914 оно превысило уже 4 миллиона, – столько же, сколько перебралось в Сибирь за 300 лет от Ермака . В азиатской части империи осваивались громадные пространства, строилось много новых железных дорог, на глазах росли города.

Портрет П. А. Столыпина. Художник И. Репин, 1910

Реформы Столыпина улучшили положение широких народных масс. Левая агитация быстро теряла опору среди них. Революция 1905-1907 утихла. «Третьеиюньский переворот» считается датой её окончания.

Во внешней политике Пётр Аркадьевич придерживался миролюбия, полагая: России нужно 10-20 лет спокойного развития, а после этого никакие внешние враги будут нам не страшны. В годы его правления завершилось (1907) складывание тройственной (русско-англо-французской) Антанты. При заключении союзного договора с Англией (1907) Россия добилась существенного расширения своих сфер влияния в Персии и Тибете. Антантой Столыпин пользовался для обороны, а не наступления против двух германских монархий. Он предпочёл не идти на военный риск во время австрийской аннексии Боснии-Герцеговины (1908).

Деятельность Столыпина вызывала враждебность не только слева, но и справа – от сторонников неограниченного самодержавия и зубров консервативного дворянства. Столыпин был нужен им, пока успешно боролся с революцией. Но после её прекращения влиятельные фигуры царского двора стали делать подкопы под премьера, чья популярность казалась им опасной. Интриганы внушали царю, что Столыпина нужно отставить, ибо он затмевает самого монарха.

Продолжая свой демократический и русско-национальный курс, Пётр Аркадьевич в 1911 задумал ввести выборное земство в Западном крае (девять губерний от Ковенской до Киевской). Доселе оно оставалось там назначенным . Но существующие правила земских выборов давали преимущество богатым землевладельцам, которые в Западном крае почти поголовно были поляками. Польский элемент, составлявший в этих 9 губерниях всего 4% населения, мог получить полное преобладание над большинством из украинцев и белорусов. Чтобы не допустить этого, Столыпин решил установить здесь пониженный избирательный ценз. Третья Дума одобрила закон об этом, однако «правая» верхняя палата парламента (Госсовет) по враждебности к демократическому духу проекта отвергла его. Столыпин просил содействия у царя, но тот явно колебался. Пытаясь сломить сопротивление противников реформ, премьер добился демонстративного роспуска Госсовета на три дня , в течение которых и опубликовал закон о западном земстве . Но вместе с Госсоветом пришлось распускать и Думу. От этого в ней тоже усилилась оппозиция Столыпину.

Считая, что его скоро отправят в отставку, Пётр Аркадьевич опубликовал новую большую преобразовательную программу . Она касалась уже не социальных отношений, а государственной администрации . Эта программа Столыпина предусматривала учреждение ряда новых министерств, реформу земств со значительным расширением их прав, осуществление к 1922 всеобщего бесплатного начального образования, создание Академии для подготовки на высшие государственные должности. Столыпин затрагивал здесь даже международные вопросы, предлагая создать Международный Парламент для третейского разрешения мировых споров и Международный Банк с задачей помогать бедствующим нациям.

В конце августа 1911 Николай II и Столыпин прибыли на праздничные торжества в Киев. Генерал Курлов , который ведал во время них вопросами безопасности, пренебрегал охраной потерявшего поддержку царя премьера и почти не дал ему охраны. Накануне торжеств, молодой еврей Богров , сын одного из богатейших граждан Киева, сообщил жандармам лживые данные о том, что группа террористов якобы готовит покушение на Столыпина. Богров брался помочь полиции схватить преступников, но требовал, чтобы для этого ему дали билеты в главные места царских праздников. Курлов и его помощники – видный жандармский чин Спиридович и начальник киевской секретной агентуры Кулябко – беспечно выдали сомнительному информатору пропуск на торжества.

Вечером 1 сентября 1911 на спектакле в киевском театре Богров подошёл к Столыпину во время антракта и дважды выстрелил в него . От этих ранений премьер 5 сентября 1911 года скончался. Главным мотивом преступления было желание пресыщенного юнца-денди оставить о себе громкую память. Однако немалую роль играли также ненависть Богрова к Столыпину как «подавителю революции» и еврейско-националистические взгляды убийцы. Столыпин никогда не стеснял евреев и даже стоял за постепенное снятие всех ограничений с них. Но Богрову казалось, что оживление русского национального самосознания и подъём благосостояния крестьян от столыпинских преобразований невыгодны для целей еврейства.

Убийство Столыпина. Художник Диана Несыпова

5 сентября Пётр Аркадьевич скончался от ранений. Не понимавший масштаба личности и реформ Столыпина царь не изменил после покушения праздничной программы, не встретился с раненым в больнице и не остался на его похороны, отбыв на отдых в Крым.

Поделиться