Составь предложение по схеме игра. Игра «Составь предложение

«Составь предложение»

Дидактическая игра

Пояснительная записка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Независимо от возраста детей необходимо обращать внимание на комплексное формирование разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Игровые упражнения и дидактические игры с грамматическим содержанием, очень важны для выработки и закрепления грамматических навыков и умений.

Игра «Составь предложение» поможет детям овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении, воспитать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Данная дидактическая игра может быть использована как часть речевого занятия с детьми старшего дошкольного возраста, а также для индивидуальной работы педагогов и родителей с дошкольниками.

Цель игры

формирование грамматического строя речи старших дошкольников.

Задачи

  • дифференцировать понятия «предложение» и «слово»,
  • развивать умение образовывать предложения из слов,
  • закреплять умение определять количество слов в предложении, их последовательность,
  • упражнять в согласовании прилагательного с существительным, существительного и числительного, глагола с существительным,
  • обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром,
  • воспитывать желание говорить правильно.

Описание игры

В основе игры «Составь предложение» - обклеенные старые кубики, на гранях которых наклеены картинки.

  1. Кубики с изображениями картинок-предметов по различным темам (игрушки, домашние животные, дикие животные, птицы, овощи и т.д.)
  2. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит).
  3. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями точек-кружочков от 1 до 6.
  4. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями цифр.
  5. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями геометрических фигур.
  6. Кубик с разноцветными гранями.

Правила игры

  • в игре принимают участие разное количество детей;
  • с детьми игру проводит взрослый - ведущий, после объяснения правил, дети могут играть самостоятельно;
  • количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;
  • продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но не превышать 20 - 30 минут.

Варианты игры

В-1. Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», заодно уточняем у ребенка, бывает ли такое.

Например, выпало две картинки – на одном кубике собака, на другом - летит. Составили предложение - «Собака летит». Такое бывает или нет? Собака летит по воздуху - такое бывает или не бывает? Собака летит по лесу - такое бывает или не бывает? Когда можно сказать, что собака летит? (если она быстро бежит). А как по-другому можно сказать - собака что делает: летит как стрела, быстро летит, мчится, летит как пуля». Так мы можем познакомить ребенка с прямым и переносным смыслом слова. Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-2. Соединяем в игре два кубика – предмет и количество (кубик, на гранях которого точки-кружочки от 1 до 6). Бросаем два кубика – с предметом и с точками: «Что это? Сколько?». Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две матреш ки , но шесть матреш ек . Один мя ч , два мяч а , пять мяч ей . Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

Можно также сделать кубик с цифрами и предложить ребенку заменить кубик с точками на кубик с цифрами.

В-3. Соединяем в игре два кубика – предмет и геометрическая фигура. Бросаем два кубика – с предметом и геометрическими фигурами: «Что это? Какой? Какая?». (КруглЫЕ часы, круглАЯ луна, круглЫЙ стол, круглОЕ блюдце). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-4. Соединяем в игре два кубика – предмет и цвет. Бросаем два кубика – с предметом и цветами: «Что это? Какой? Какая?». (краснЫЙ мяч, краснАЯ матрешка, краснОЕ яблоко, краснЫЕ помидоры, краснЫЙ нос). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-5. Соединяем в игре два кубика – фигура и цвет. Бросаем два кубика – с фигурой и цветами: «Какая это фигура? Какой? Какая?» (красный треугольник, синий круг, зеленый квадрат).

В-6. Соединяем в игре два кубика – фигура и количество. Бросаем два кубика – с фигурой и точками (цифрами): «Какая это фигура? Сколько?» (два треугольника, один круг, четыре квадрата).

В-7. Знакомим с интонацией в игре. Если «не бывает» - знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).

Сочетаем три признака и три кубика

В-8. Предмет + количество + форма

В-9. Предмет + цвет + форма

В-10. Форма + цвет + количество


Дидактическая игра «Составь предложение»

Логопед поочередно выставляет пары картинок. Дети составля-ют предложения с предлогами.

Моряк - корабль. (Моряк служит на корабле.)

Пограничник - собака.

Артиллерист - пушка.

Ракета - небо.

Танкист - танк.

Десантник - парашют.

Пехотинцы - поле.

Физкультминутка

На одной ноге постой-ка, Дети стоят на правой ноге.
Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри - не упади.

А теперь постой на левой, Стоят на левой ноге.

Если ты солдатик смелый.

Раз, два - дружно в ногу. Шагают.

Три, четыре - тверже шаг.


Рассказ логопеда о военных моржах

Многие из вас мечтают стать моряками и плавать на кораблях в дальние страны. Но просто моряков на корабле не бывает. Каж­дый из них имеет морскую профессию. Самый главный на кораб­ле - капитан. Он отвечает за жизнь моряков, за корабль, чтобы он не утонул, не сгорел, не сел на мель. И в самые опасные для корабля моменты капитан всегда находится на мостике. Капитан должен знать и уметь делать все, что знает и умеет делать любой из моряков. Рядом с капитаном стоит рулевой. Он управляет ко­раблем, ведет его по курсу. От штурмана капитан и рулевой узна­ют направление, по которому надо вести корабль. Штурман зара­нее выбирает самый короткий, удобный и безопасный путь и вы­черчивает его на штурманской карте. Без штурмана корабль может потерять дорогу и заблудиться.

В машинном отделении - огромные машины, трубы, клапа­ны, насосы, приборы. А хозяева тут матросы разных профессий - мотористы, электрики, механики. На самой «макушке» корабля, в радиорубке днем и ночью, в любую погоду несут вахту радисты. Они узнают обо всем, что произошло в мире, и сообщают об этом капитану. Два раза в час радисты прекращают свои переговоры и внимательно слушают: не подаст ли кто сигнал «SOS». На корабле служит боцман. Ему подчиняются все матросы. Он обучает моло­дых моряков морскому делу. Боцман должен хорошо разбираться и в технике. Он следит за чистотой, дисциплиной и порядком на корабле. На каждом корабле есть повар - кок. Он мастер на все руки. Может приготовить блюда из разных продукте».

Как вы думаете, кто самый главный на корабле?

А как вы считаете, какими должны быть воины Российской
армии? (Сильными, мужественными, храбрыми, выносливыми и т.д.)

А в каких войсках хотели бы служить вы? Почему? {Расска­
зы детей.)

8. Итог занятия
Материал для закрепления

I. Уточнить знания детей об армии, их представления детей о родах войск. Составить рассказ «В каких войсках хочу служить». II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа и со­
гласование их с прилагательными.

Например: военный парад - военные парады и т.д.

2. Подбор слов-антонимов.
Далеко - близко, высоко - ... ,
легкий - ... , медленный - ... ,
кривая - ... , толстая - ... ,
чистая - ... и т.д.


3. Дидактическая игра «Сосчитай».

Согласование числительных с существительными: ракета, са­молет, войско.

4. Дидактическая игра «Составь предложение».

Занятие 25. «Животные Севера»

Цели: уточнить с детьми названия животных Севера; знание их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные по­вадки; знать семью; образовывать сложные прилагательные с суф­фиксом -ищ, притяжательные прилагательные; развивать словарь по данной теме.

Оборудование: демонстрационный материал - глобус, картин­ки с изображением животных Севера.

Ход занятия

Рассказ логопеда

Север - это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного прлюса находится океан, поэтому добраться до него мож­но на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают кли­матические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой, В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1-2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т.д.

2. Рассматривание и обсуждение иллюстраций
а) Вывешивается картинка «Белый медведь».

Кто это? Назовите внешние признаки.

Как передвигается? Чем питается?

Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мох­
натый и т.д.)

У медведя толстые лапы - ... , короткие уши - ... , длинная шерсть - ... , широкие лапы - ... .

Образование существительных с суффиксом -ищ: лапы - ... , усы - ... когти - ... и т.д.

Среди хищных зверей Севера самым крупным является бе­
лый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него строй­
ное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Тол- "
стый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от пе­
реохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы, лап
покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не


скользит, взбирайсь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым сло­ем снега. В начале декабря 1 у медведицы рождаются медвежата. Пи­тается медведь рыбой, тюленями, моржами.

б) Вывешивается картинка «Морж».

Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, мор­
жонок).

Образование сложных прилагательных:

у моржа длинные усы - ..., толстая шея - ...,

широкие ласты - ... , длинные клыки - ....

У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Тол­
стая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цве­
та. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться
под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от
поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять.
Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому
что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожно­
го жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во
время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют
хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасно­
сти. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный мор­
жонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки -
орган добывания пищи. Питаются рыбками, моллюсками, червя­
ми, рачками.

в) Вывешивается картинка «Тюлень».


Чем питается? Назовите членов семьи. Какой тюлень?

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них вере­
тенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени прово­
дят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Перед­
ние ласты у них действуют, как весла, а задние - как руль. В воде
тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они об­
наруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из
коротких жестких волос. У тюлених рождается по одному белому
детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются вод­
ными организмами, рыбами.

г) Вывешивается картинка «Северный олень».

Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается?
Чем питается?

Образование притяжательных прилагательных: Рога оленя - Чьи рога? - Оленьи. Копыта - .... Морда - ... и т.д.


В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо при­
способлены к суровым условиям жизни. На голове - длинные рога,
тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от сту­
жи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это
им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они
сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детены­
ша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайни­
ком, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами,
побегами карликовых ив и берез.

д) Вывешивается картинка «Песец».

Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше.
Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щет­
кой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при пере­
движении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скры­
ваются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы
жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже
взрослых птиц - куропаток. Также на берегу питаются крабами,
морскими ежами. "

3. Итог занятия Материал для закрепления

I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как пере­
двигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные
Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить опи­
сательный рассказ о любом животном.

Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа имени­
тельного и родительного падежей.

Например: тюлень - тюлени - тюленей и т.д.

2. Образование сложных прилагательных.

Например: У моржа длинные усы. Морж какой? - Длинноусый. У оленя длинные рога. - ... У медведя толстые лапы. - ... У песца острые зубы. - ...

3. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Рога оленя. Чьи рога? - Оленьи.
Шкура медведя. Чья шкура? - ...

Хвост песца. Чей хвост? - ... Клыки моржа. Чьи клыки? - ... Ласты тюленя. Чьи ласты? - ...

4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за,
из-за.

Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.


ЗАНЯТИЯ ВЕСНОЙ

Тематический план

Цели: закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

Оборудование: демонстрационный материал - сюжетные кар­тинки и картинки из серии «Помощники».

Ход занятия

Организационный момент

Логопед выставляет сюжетные картинки, дети должны назвать только те, которые относятся к весне и празднику 8 Марта.

Как вы думаете, к какому времени года можно отнести эти картинки? (К весне.)

После какого времени года наступает весна?

Как называется первый месяц весны?

Какой праздник мы отмечаем в марте?

Чей это праздник?

Чтение стихотворения



Движения отжимания, стряхивания и развешивания.

Светлана Курицына
Дидактическая игра «Составь предложение»

Цель : Развитие лексико-грамматических средств языка.

Задачи :

Обогащение словарного запаса детей,

Обучение подбору однородных членов предложения (подлежащих, сказуемых, определений и т . д.) Например : снег- пушистый, искрящийся, мягкий, сверкающий…

Учить подбирать объект к названию действия. Например : кататься- коньки, лыжи, санки, ледянки…

Учить составлять простые предложения по модели : «Кто? Что делает?»

Учить расширять объём предложения за счёт введения однородных подлежащих, сказуемых, определений , дополнений и т. п. Например : Таня катается. Таня и Вова катаются; Таня взяла санки. Таня взяла санки и ледянку.

Учить составлять предложения с предлогами «на» , «в» , «под» , «от» , «с/со» , «потому что» , «чтобы» , «из-за» , «из-под» , «над» , «между» .

Закреплять навыки построения различных типов предложения :

Описание игры :

игра состоит из четырёх этапов :

1). Обогащение словарного запаса по теме (подготовительный этап)

2). Совершенствование грамматического строя речи (подготовительный этап)

3). Знакомство с условными обозначениями (ознакомительно-подготовительный этап,

4). Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ,

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ,

С заданным началом

(,

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно,

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ).

Для игры предусмотрено два игровых поля .

Первое, для словарной работы 7х7.

Второе, для грамматической работы 4х9.

Плакат с условными обозначениями.

Полоса с десятью кармашками, для составления предложений .

Опорные картинки-карточки (точно такие, как на плакате с условными обозначениями) .

Картинки с изображениями по теме «Зимние забавы» (снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки) .

1). Итак, первый подготовительный этап – словарная работа, обогащение словарного запаса.

Игровое поле представляет собой таблицу из 49 клеток, т. е. 7х7. На первый прямоугольник таблицы будет выставляться предъявляемое изображение (одно из девяти : снег, сосулька, дед Мороз, ель, зима, лыжи, коньки, лёд, санки).

На игровое поле по обогащению словарного запаса ведущий (логопед или воспитатель) выставляет картинку с изображением. Далее ведущий предлагает называть слова - признаки, которые можно отнести к выставленному изображению. Для детей это задание формулируется так :

Назовите по очереди все слова, которые опишут нам, КАКОЙ предмет изображён .

Например : лыжи. КАКИЕ? – быстрые, длинные, деревянные…

Дети по очереди называют слова-признаки и выкладывают на игровое поле свою карточку. Если игрок затрудняется подобрать признак, то по указанию ведущего, либо ход переходит к другому игроку, либо ведущий помогает игроку подобрать признак предмета , задавая наводящие вопросы. Всё зависит от особенностей детей-игроков и от преследуемых воспитателем-логопедом целей. Когда названы все признаки, изображённого объекта, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди, что может ДЕЛАТЬ то, что изображено на картинке или, что можно делать с тем, что изображено на картинке.

Дети, называя слова-действия по очереди, выкладывают свои карточки на игровое поле. Например : снег. Что делает? – падает, ложится, укрывает…Ведущий, при затруднении игроков, либо помогает подобрать слова-действия наводящими вопросами, либо предоставляет право хода следующему игроку, в зависимости от особенностей игроков, преследуемых целей. После того, как все слова-действия названы, ведущий выдаёт следующее задание.

Назовите по очереди слова, которые относятся к данному изображению, и про которые можно сказать КТО? или ЧТО? Например : ель – иголки, лапы, ствол, шишки…Ведущий регулирует словарную работу детей в соответствии с двумя предыдущими этапами .

После того, как подобраны слова-названия признаков, слова-названия действий, слова-названия предметов , подсчитываем карточки каждого участника. У кого карточек больше, тот победил на этом этапе. Можно выделить 1,2 и 3 место.

В игре подобраны следующие изображения :

Сосулька,

Дед Мороз,

и приведены слова-признаки, слова-действия и слова-предметы . Когда дети только начинают осваивать игру, то игровое поле будет заполнено порой меньше, чем наполовину. Впоследствии возможна даже такая ситуация, что не хватит клеток на игровом поле в процессе игры (при такой ситуации игрок продолжает игру с первой клетки игрового поля) . В этом случае следует обратить внимание детей на то, как хорошо они поработали, заложили в свою головку много новых слов.

2). После этапа «обогащение словарного запаса» переходим к этапу «совершенствование грамматического строя речи» .

На игровое поле по грамматическому строю, игроки по очереди выкладывают свои карточки, проговаривая изменённое слово, предъявленное ведущим .

Игровое поле по совершенствованию грамматического строя речи состоит из четырёх столбцов :

-«Назови ласково» - образование существительных суффиксальным способом, уменьшительно-ласкательные суффиксы,

-«Один - много» - образование множественного числа имён существительных,

- «Один, два, три, четыре, пять» - согласование числительных,

- «Есть - нет» - образование родительного падежа имён существительных.

Строк в таблице по совершенствованию грамматического строя девять, по числу рассматриваемых в игре слов (см. выше) . Сверху игрового поля свободный квадратик для карточки с изображением предмета , название которого игроки будут изменять.

Игроки по очереди изменяют, предложенные ведущим слова , выкладывая свои карточки на игровом поле при правильном ответе. Если игрок допускает ошибку, то ведущий может передать право хода следующему игроку или помочь исправить ошибку. По окончании игры подсчитываются карточки игроков, и подводятся итоги.

В игровых упражнениях дети обучаются :

Образованию форм родительного падежа множественного числа;

Преобразованию единственного числа имен существительных во множественное число;

предложно -падежному управлению;

Согласованию прилагательных с существительными;

Согласованию имен существительных с числительными;

Образование уменьшительной формы имен существительных;

Образованию прилагательных от существительных;

Образованию однокоренных слов (Какие слова можно образовать от слова «снег» (снежный, снеговик, снежок, «зима» (зимний, зимовать, зимовье, позёмка) ;

3). На следующем этапе знакомим игроков с условными обозначениями, которые будут нами использованы при составлении предложений . Это можно организовать тоже в виде игры.

Предложить детям поиграть в разведчиков и зашифровать слово. Каждый на листочке пытается изобразить условным значком то слово, которое называет ведущий. Затем сравниваем то, что нарисовал ребёнок, с изображениями на плакате и договариваемся об условных обозначениях в игре, которые будем использовать при конструировании предложения .

Только после того, как проведена вся подготовительная работа по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и выбора условных обозначений для слов переходим к составлению предложений . А подготовительная работа может быть продолжительной, длиться не один и не два дня, а порой недели в рамках лексической темы.

Всегда плакат с условными обозначениями у детей перед глазами. Например, на доске. На доске также расположены кармашки для вкладывания картинок при конструировании предложения .

Составление предложений (основной этап) :

По предложенным картинкам

(«На картинки посмотри, предложение сочини ).

Ведущий сам вкладывает в кармашки картинки, предъявляя участникам игры задание составить предложение . Кто хорошо справляется с заданием, получает карточки, которые были разыграны в самом начале игры. Для объективного подведения итогов игры.

С пропущенными картинками

(«Предложение почини , пропавшие слова верни!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, таким образом, чтобы можно было составить предложение , причём оставляет пустым сначала один кармашек, затем два и т. д., с тем, чтобы игроки восстановили предложение . За правильное и быстрое выполнение задания выдаются карточки. Ведущий может направлять, помогать игрокам наводящими вопросами или передавать ход другому игроку.

С заданным началом

(«Кто придумает конец, тот и будет молодец!» ).

Ведущий вкладывает в кармашки картинки, позволяющие начать составлять предложение , а продолжает предложение игрок-ребёнок , который за быстрое и правильное составление предложения зарабатывает карточки. Дети по очереди предлагают свои варианты предложений .

Без опорных картинок по заданию и самостоятельно

(«Предложение сочини , в карман картинку положи!» ).

Ведущий предлагает игрокам самостоятельно составить предложение , например

Из двух слов,

Из трёх слов…

С заданным словом,

С заданными словами,

По заданной теме и т. д.

Дети-игроки зарабатывают карточки, при подсчёте которых в конце игры подводится итог, и выделяются игроки-победители.

С элементами фантазии

(«Предложение сочини , фантазёрством удиви!» , «Весёлые фантазёры» ). Это этап самого высокого уровня сложности, где дети проявляют фантазию, активно пользуются воображением. За выполнение этого задания предлагаем выдавать по 2 карточки.

Например : Дети катались с на шоколадных лыжах.

Шёл пушистый снег из сладкой ваты, который дети сразу же съедали.

Первые два этапа подготовительные, третий – ознакомительно-подготовительный, четвёртый - основной.

В конце работы на каждом этапе ведущий с игроками подводят итоги работы, обсуждают, что удалось хорошо, над, чем ещё предстоит поработать , выделяют лидеров.

Главная особенность игры, что можно при составлении предложений оставлять некоторые кармашки пустыми, если нет условного обозначения этого слова на плакате, лишь проговаривать отсутствующее на модели слово, тем самым давая возможность ребёнку самостоятельно, творчески подходить к выполнению задания.

Необходимо учить детей согласовывать слова в предложениях (задания типа «Составь предложение с заданным словом » , «Расширь предложение » ).

При выполнении этих заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка образовывать слова разных форм, выделять вспомогательные слова, правильно согласовывать слова в сложных грамматических конструкциях, умение составлять простые и сложные предложения .

При выполнении всех игровых заданий необходимо обратить внимание на умение ребенка самостоятельно, последовательно, обстоятельно составлять , конструировать предложения ; создавать интересный сюжет в предложении с наличием однородных членов предложения , соблюдать логическую последовательность.

Ермакова Анна Уразовна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад п.Пробуждение, посёлок Пробуждение, Саратовская область

Аннотация:

Содержание работы по формированию грамматических навыков в подготовительной к школе группе является работа над словосочетанием, предложением и связной речью. Наблюдение за речью детей седьмого года жизни, её анализ показывает, что они допускают ошибки в выражении грамматических отношений, касающихся нарушений норм «координации» подлежащего и сказуемого: «Бегает мишка и зайка» (вместо «бегают» «Шел Петя и Миша(вместо «шли»Постоянное исправление воспитателем речевых ошибок помогает детям правильно усвоить грамматические нормы. Известно, что основной синтаксической единицей является предложение. Ребёнку, способному грамматически правильно составлять различные типы предложений, проще перейти к связной монологической речи.

Главное внимание нужно уделить работе по формированию умений выражать в устной монологической речи различные синтаксические отношения: причинные, причинно- следственные, целевые, уступительные, меры и степени, образа действия, по обогащению речи детей следующими грамматическими формами: прилагательными, причастиями, деепричастиями. Для формирования грамматического строя речи целесообразно использовать следующие дидактические игры: «Придумай предложение и составь рассказ», «Дополни предложение»,

Дидактическая игра «Дополни предложение»

Цель: Упражнять детей в составлении сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными, причинными, целевыми.

Ход игры.

Воспитатель начало говорит предложения, а дети дополняют его придаточным, образуя сложноподчинённое предложение.

Педагог заранее отбирает грамматический материал, например:

« Мы поливаем цветы на клумбе, потому что…(для их роста нужна влага)»;

«Дети выбежали во двор в тёплой одежде, потому что…(на улице зима)»;

«Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно)»;

«На деревьях» не осталось ни одного листочка, потому что…(наступила поздняя осень)»; Мы пришли на участок с лопатами, для того чтобы…», Коля взял игрушку, для того чтобы…» и т.д.

Дидактическая игра «Придумай предложение и составь рассказ»

Цель игры: Формировать у детей грамматические навыки, обогащать их речь грамматическими формами, образованными путём склонения прилагательных и причастий.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена зелёная сосна, и предлагает составить предложение по данным словосочетаниям.

Воспитатель Дети

1.Молодая сосна 1.На опушке леса росла молодая сосна.

2.У высокой молодой 2.У высокой молодой сосны красивые длинные иголки
сосны.

3. К зелёной сосне 3.Ребята подошли к зелёной сосне

4. Зеленеющей сосной. 4.Они любовались зеленеющей сосной.

5. О зеленеющей сосне 5.Воспитатель рассказал стихотворение о зеленеющей сосне

«ПИКТОГРАММЫ»

Цель: учить кодировать слова и фразы в абстрактном рисунке; практиковать в составлении предложений с заданными словами; .

Материал: лист, разделённый на 9 пронумерованных квадратов, мяч, карандаши.

Ход занятия

Игра «Закончи предложение» (в кругу с мячом).

Нужно закончить предложения, используя союз «чтобы»:

Дети сели в лодку, чтобы…

Мама надела нарядное платье, чтобы…

Петя закрыл лицо руками, чтобы…

Вова взял собаку на поводок, чтобы…

Рабочие привезли кирпич, чтобы…

Папа купил цветы, чтобы…

Девочка открыла окно, чтобы…

Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…

Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…

Игра «Прячем слова».

Инструкция педагога: «Я вам буду говорить слова, а вы спрячьте их в рисунок так, чтобы потом их можно было найти. Постарайтесь сделать рисунки побыстрее, т.к. мы будем прятать много слов. Не нужно, чтобы рисунки были очень хорошими. Надо только, чтобы они помогали вам найти те слова, которые я буду говорить».

Примерные слова и словосочетания для кодирования: грузовик, умная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, снегопад, интересная сказка, сильный человек.

Игра «Ищем слова».

Вспомнить, какое слово зашифровано в заданном квадрате.

Игра «Составь предложение».

Составить предложение, используя слова из заданных квадратов.

В заключение через 1-1,5 часа дети воспроизводят слова, спрятанные в рисунках. Вспоминают составленные предложения.

Занятие № 17.

«ПРОФЕССИИ»

Цель: упражнять детей в образовании существительных, обозначающих профессии при помощи суффиксов -щик-, -тель-, -ист-; развивать детское речетворчество; совершенствовать связную речь.

Материал: предметные картинки по теме «Профессии», мяч.

Ход занятия

Игра-беседа «Кем я буду и каким?»

Примерные вопросы:

Зачем человеку нужна профессия?

Сколько профессий может освоить человек?

Какая профессия самая лучшая? Почему?

Кем вы станете, когда вырастете?

От чего зависит название профессии?

Игра «Назови профессию» (с предметными картинками по теме профессий).

Образовать название профессии, используя примерные слова и словосочетания для кодирования:

Строит - строитель, учит - …?, водит - …? И т.д.

На пианино играет пианист, а на баяне - …? И т.д.

Управляет трактором тракторист, а танком - …? И т.д.

Как называется человек, который ремонтирует часы? А кто управляет подъёмным краном? Кто стеклит окна? (Часовщик, крановщик, стекольщик.)

Динамическая пауза.

Работа со скороговоркой:

«Часовщик прищурив глаз чинит часики для нас».

Имитация движений людей разных профессий.

Чтение отрывка стихотворения А. Шибаева «Разные профессии» (в кругу с мячом):

Поезд водит… (машинист).

Пашет поле… (тракторист).

В школе учит нас… (учитель).

Строит здания… (строитель).

Часы починит… (часовщик).

Погрузит краном… (крановщик).

В жаркой кузнице… (кузнец).

Кто всех знает - молодец!

В заключение проводится игра-лото «Кем быть?» или «Кто что делает?»

Занятие № 18.

«СОСТАВЛЯЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель: закрепить знания детей о предложении; познакомить со словесным составом предложения, его схематическим обозначением; .

Материал: полоски бумаги, мяч, схемы предложений по сюжетной картинке «Петя на горке».

Ход занятия

Педагог напоминает детям, что они понимают друг друга, потому что выражают свои мысли при помощи слов. Слова, связанные между собой по смыслу, произносятся одно за другим, по цепочке и образуют предложение. Предложения могут быть короткими, т.е. состоять из одного или двух слов. (Дождь. Дождь идёт.) А могут быть длинными. (Всю ночь шёл холодный проливной дождь.)

Игра «Бесконечное предложение» (работа со схемами предложений по сюжетной картинке).

Добавляя новые слова, детям нужно составить предложения по схемам.

Игра «Живые слова» (на речевом материале игры «Бесконечное предложение).

Показать, что слова в предложении стоят в определённой последовательности. От места их расположения зависит смысл предложения.

Игра «Путаница» (в кругу с мячом).

Предлагается самостоятельно составить предложения из заданных слов:

Огород, горох, на, вырос.

Бахча, арбузы, спеют, на.

Роща, вороны, в, каркают.

Рома, карман, у, на, оторвался, куртка.

Рая, парта, за, сидеть.

Ира, марка, конверт, на, наклеивает.

Овраг, крапива, расти, много, в.

Крот, ворота, роет, у, земля.

Акробат, выступать, цирк, на, арена.

Мама, кроссовки, Рома, купила, новые.

Занятие № 19.

«КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»

Цель: учить различать одушевлённые и неодушевлённые предметы; упражнять в постановке вопросов «Кто это?», «Что это?»; упражнять в подборе предметов к действию с опорой на вопрос.

Материал: предметные картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами, мяч, силуэтные картинки, парные картинки (лодка - рыба, самолёт - птица, дождь идёт - человек идёт), карандаши.

Ход занятия

Игра «Чей силуэт?» (с силуэтными картинками).

Педагог показывает силуэтные картинки и спрашивает, кто или что изображено на них. Обращает внимание на то, что к предметам ставятся разные вопросы. Объясняет почему.

Игра «Живое-неживое» (с предметными картинками).

Определить, одушевлённый или неодушевлённый предмет, правильно поставить вопрос.

Перед детьми выставляются парные картинки, на которых одушевлённые и неодушевлённые предметы выполняют одно и то же действие.

Динамическая пауза.

Игра «Летает - не летает».

Игра «Кто или что?» (в кругу с мячом).

Правильно подобрать предмет к действию, ориентируясь на вопрос.

Например: «Кто летает?» (Утка, бабочка, стрекоза.) «Что летает?» (Самолёт, снежинка, листик.)

Занятие № 20.

«СЛОВА-АНТОНИМЫ»

Цель: активизировать словарный запас путём использования антонимов; упражнять в употреблении антонимов связной речи; , воображение.

Материал: предметные картинки, мяч, индивидуальные карточки с грамматическим заданием.

Ход занятия

Педагог предлагает детям сделать всё наоборот. Рассказывает вместе с ними стихотворение Д. Чиарди «Слова»:

Нам с тобой

Пришёл черёд

Сыграть в игру

«Наоборот».

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

А ты ответишь:

Скажу я слово

И скажешь ты:

Скажу тебе

Ответишь ты:

(храбрец).

Ну, отвечай:

Игра «Наоборот».

Подобрать антонимы к словам:

Покупать - …,

Помнить - …,

Храбрость - …,

Высокий - …,

Знаменитый - …,

Гладкий - …,

Молодой - …,

Мягкий - …,

Грязно - … .

Подобрать двойной антоним к сочетанию слов:

Слабый мороз - … …,

Трусливый богач - … …,

Тихий плач - … …,

Узкий выезд - … …,

Светлый верх - … …,

Тёмное прошлое - … …,

Радостная встреча - … …,

Добрый друг - … …,

Отдать много - … ….

Игра «Перевёртыши».

Проанализировать каждую строчку стихотворения и сказать наоборот.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняя ездока.

Ехала деревня мимо мужика,

Глядь - из-под собаки

лают ворота.

Лошадь ела кашу, а мужик - овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

Физкультминутка.

Дети анализируют инструкцию и делают всё наоборот.

Ковру стать на детей.

Опустить руки вниз.

Поднять руки вверх.

Открыть глаза, закрыть глаза.

Не стучать ногами.

Не хлопать в ладоши.

Не прыгать на ковре.

Стульчикам сесть на детей.

Игра в паре «Задом наперёд».

Детям необходимо придумать две истории по картинкам, расположенным в прямом и обратном порядке, при этом рассказ второго ребёнка должен быть обратным первому, а не его повторением или продолжением.

Примерные пары предметных картинок:

гриб маленький - гриб большой;

мальчик едет на велосипеде - мальчик несёт на себе сломанный велосипед и т.д.

В заключение дети выполняют графическое задание на индивидуальных листах - соединяют линиями предметы с противоположными свойствами, раскрашивают их.

Поделиться