Происхождение человека в мировых религиях и мифах. Религиозные представления о происхождении человека

Люди всегда стремились узнать, как они появились, откуда берет свое начало человеческий род. Не зная ответа на свой вопрос, они строили догадки, сочиняли предания. Миф о происхождении человека существует практически во всех религиозных верованиях.

Но не только религия пыталась найти ответ на этот извечный вопрос. По мере своего развития наука тоже приобщилась к поискам истины. Но в рамках этой статьи будет сделан упор на теории происхождения человека именно на основе религиозных верований и мифологии.

В Древней Греции

Греческая мифология известна во всем мире, поэтому именно с нее в статье начинается рассмотрение мифов, объясняющих происхождение мира и человека. Согласно мифологии этого народа в начале был Хаос.

Из него появились боги: Хронос, олицетворяющий время, Гея - земля, Эрос - воплощение любви, Тартар и Эреб - это бездна и мрак соответственно. Последним божеством, рожденным из Хаоса, была богиня Нюкта, символизировавшая ночь.

Со временем эти всемогущие существа рождают на свет других богов, завладевают миром. Позднее они обосновались на вершине горы Олимп, которая отныне стала их домом.

Греческий миф о происхождении человека - один из самых известных, поскольку изучается в школьной программе.

Древний Египет

Цивилизация в долине реки Нила является одной из самых ранних, поэтому их мифология тоже очень стара. Разумеется, в их религиозном веровании тоже был миф о происхождении людей.

Здесь можно провести аналогию с уже упомянутыми выше греческими мифами. Египтяне считали, что в начале был Хаос, в котором царили Бесконечность, Тьма, Ничто и Небытие. Эти силы были очень сильны и стремились все разрушить, но в противовес им действовала великая восьмерка, из которых 4 имели мужской облик с головами лягушек, а другие 4 - женский облик со змеиными головами.

Впоследствии разрушительные силы Хаоса были преодолены, и был сотворен мир.

Индийские верования

В индуизме есть минимум 5 версий происхождения мира и человека. В соответствии с первой версией мир возник из звука Ом, произведенного барабаном Шивы.

По второму мифу мир и человек появились из "яйца" (брахманда), пришедшего из космоса. В третьей версии было "первичное тепло", породившее мир.

Четвертый миф звучит довольно кровожадно: первочеловек, которого звали Пуруши, совершил жертвоприношение частей своего тела самому себе. Из них появились остальные люди.

Последняя версия говорит о том, что своим происхождением мир и человек обязаны дыханию бога Маха-Вишну. При каждом его вздохе появляются брахманды (вселенные), в которых проживают Брахмы.

Буддизм

В этой религии нет как такового мифа о происхождении людей и мира. Здесь главенствует идея постоянного перерождения вселенной, которая появляется с самого начала. Этот процесс называется колесом Сансары. В зависимости от кармы, которую имеет живое существо, в следующей жизни оно может переродиться в более высокоразвитое. К примеру, человек, который вел праведную жизнь, в следующей жизни будет либо снова человеком, либо полубогом или даже богом.

Тот же, кто имеет плохую карму, может вовсе не стать человеком, а родиться животным или растением, и даже неодушевленным существом. Это своеобразное наказание за то, что он прожил "плохую" жизнь.

О самом появлении человека и всего мира в буддизме нет никакого пояснения.

Верования викингов

Скандинавские мифы о происхождении человека не так известны современным людям, чем те же греческие или египетские, но не менее интересны. Они верили, что вселенная появилась из пустоты (Гинугага), а остальной материальный мир возник из туловища обоеполого великана по имени Имир.

Этот великан был взращен священной коровой Аудумлой. Камни, которые она лизала, чтобы получить соль, стали основой для появления богов, в числе которых был и главный бог скандинавской мифологии Один.

Один и его два брата Вили и Ве убили Имира, из тела которого и сотворили наш мир и человека.

Древнеславянские верования

Как и в большинстве древних политеистических религий, по славянской мифологии в начале тоже был Хаос. А в нем жила Матерь мглы и бесконечности, которую звали Сва. Захотела она однажды себе дитя и создала из зародыша огненного себе сына Сварога, а из пуповины был рожден змей Ферт, который стал другом ее сына.

Сва, чтобы порадовать Сварога, сняла со змея старую шкуру, взмахнула руками и создала из нее все живое. Человек был создан так же, но в его тело была вложена душа.

Иудаизм

Это первая монотеистическая религия в мире, из которой берут свое начало христианство и ислам. Поэтому во всех трех вероучениях миф о происхождении людей и мира похож.

Иудеи считают, что мир был создан богом. Однако есть некоторые расхождения. Так, некоторые считают, что небо было создано из сияния его одежды, земля - из снега, находящегося под его троном, который он бросил в воду.

Другие же считают, что бог сплел воедино несколько нитей: две (огонь и снег) использовал для создания своего мира, еще две (огонь и вода) пошли на создание неба. Позднее был создан и человек.

Христианство

В этой религии господствует идея сотворения мира из "ничего". Бог создал весь мир при помощи собственной силы. На сотворение мира у него ушло 6 дней, а на седьмой он отдыхал.

В этом мифе, объясняющем происхождение мира и человека, люди появились в самом конце. Человек был создан Богом по своему образу и подобию, поэтому именно люди являются "высшими" существами на Земле.

Ну и, конечно, все знают про первого человека Адама, который был создан из глины. Затем из его ребра Бог сделал женщину.

Ислам

Несмотря на то что мусульманское вероучение берет свои корни из иудаизма, где Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой отдыхал, в исламе этот миф трактуется несколько иначе.

Для Аллаха не существует отдыха, он сотворил весь мир и все живое за шесть дней, но его ничуть не коснулась усталость.

Научные теории происхождения человека

Сегодня принято считать, что люди появились в ходе длительного биологического процесса эволюции. Теория Дарвина утверждает, что человек появился из высших приматов, поэтому у человека и человекообразных обезьян в древности был единый предок.

Конечно, в науке тоже существуют разные гипотезы касательно появления мира и людей. К примеру, некоторые ученые выдвигают версию, по которой человек является результатом слияния приматов и иноземных пришельцев, которые в глубокой древности посетили Землю.

Сегодня стали появляться еще более смелые гипотезы. Например, есть теория, по которой наш мир является виртуальной программой, а все, что нас окружает, включая самих людей, является частью компьютерной игры или программы, которой пользуются более развитые существа.

Однако столь смелые идеи без должного фактического и экспериментального подтверждения не многим отличаются от мифов о происхождении людей.

В заключение

В этой статье были рассмотрены различные варианты происхождения человека: мифы и религии, версии и гипотезы, основанные на научных изысканиях. Никто на сегодняшний день не может со стопроцентной уверенностью сказать, как было на самом деле. Поэтому каждый человек волен выбирать, в какую из теорий верить.

Современный научный мир склоняется к теории дарвинистов, поскольку она имеет наибольшую и наилучшую доказательную базу, хотя в ней тоже есть некоторые неточности и недочеты.

Как бы то ни было, люди стремятся докопаться до истины, поэтому появляются все новые и новые гипотезы, доказательства, проводятся эксперименты и наблюдения. Возможно, в будущем удастся найти единственно верный ответ.

Введение

Тема «Религия и наука о происхождении человека на Земле» на протяжении множества веков вызывает достаточно споров и является актуальной и в наши дни. Изначально мной была выбрана тема «Междуречье и Египет - первые цивилизации на Земле. Древние цивилизации в Европе». Но, так как, данная тема не раз являлась объектом моих исследований ранее в Белорусском государственном университете транспорта при изучении дисциплины «Культурология», я решила выбрать тему о вопросах происхождения человека на Земле.

Увлекаясь изучением различных мировых религий, не раз замечала, что вопрос о возникновении человека является основой любой религиозной философии.

Большее внимание в последнее время было уделено мной древней категории вероисповедания - язычеству, как славянскому, так и более древнему - скандинавскому. Эта сфера для меня открыла новые аспекты истории.

С научной точки зрения за последние века так же произошло множество изменений во взглядах на вопрос о происхождении человека на Земле. И по настоящее время не останавливается ход исследований этой сферы волнующей все человечество.

Я же в данной работе опишу исторически сложившиеся взгляды в религиозной сфере и в сфере науки в отдельности и во взаимодействии между собой на протяжении веков и до наших дней.

Взгляд основных мировых религий и мифов и иных религиозных философий на происхождение человека на Земле

Рассмотрю религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта -- Гелиополис, Гермополис и Мемфис -- выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет -- бесконечности пространства, Кук и Каукет -- вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Следовательно, из всех версий Древнеегипетской мифологии видно, что человек имеет божественное происхождение. Однако до момента сотворения человека была длинная цепочка сотворения богов Высшим божеством.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, - христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам -- это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам -- символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам -- всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» -- Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество -- буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы -- мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально -- «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт -- оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара -- мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда -- Нифльхейм и огня -- Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам -- иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи -- женщину. Это - Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард - высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий -- кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.

Можно сделать вывод, что человек имеет божественное происхождение - с религиозной точки зрения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В рамках религиозного мировоззрения мы рассмотрим взгляд на эту проблему трех мировых религий - христианства, ислама и буддизма.

Эти креационистские теории мы рассмотрим последовательно, начиная с христианства. Наша цель показать своеобразие этих теорий. Вместе с этим выявить общие и особенные черты данных религий по этой проблематике. Религия как специфическая форма общественного сознания, главным принципом которой является наличие совершенного надмирного начала - бога, являющегося источником бытия и всего сущего.

В христианской трактовке два варианта. Один это креационизм. То есть сотворение человека богом буквально как это описано в библии. И второй вариант: божественно-эволюционный. «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою», - написано в библейской книге ветхого завета. Это толкование является аутентичным не только для христианства, но и для иудаизма. Но, как и когда это произошло в Ветхом завете говорится довольно однозначно и конспективно.

Это произошло в так называемый шестой день, в день, когда бог приступил к сотворению млекопитающих. В этой трактовке термин шестой день понимается буквально, а не аллегорически. Во втором варианте (эволюционном) термин день подразумевается как геологическая эпоха, и все творения бога являются проявлением эволюции. Древнее сообщение гласит, что, в конце концов, бог-творец приступил к созданию на Земле поистине уникальной формы жизни. Он сказал своему небесному сыну: «Сотворим человека по образу нашему; да и владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле». Ветхий завет. Книга Бытия, глава, стих 26. Таким образом, человек должен был отражать духовный образ своего творца, проявляя присущие ему качества. К тому же человек способен был впитывать обширнейшие знания. Поэтому люди могли действовать гораздо более разумно, чем любые животные. Кроме того, в отличие от животных, человек был создан со способностью поступать со своей собственной свободой воли, а не руководствоваться просто инстинктами. И поселил его в месте похожем на сад, «чтобы возделывать и хранить его». Библия никоим образом не допускает, что первый человек Адам был просто мифом. Наоборот, он был реальной личностью - человеком, обладавшим разумом и чувствами, которому доставляла радость работа в райском доме. С каждым днем Адам все больше узнавал о делах бога и о том, какой личностью он является, какие у него качества. Через какое-то время бог сотворил первую женщину, которая должна была стать женой Адама.

Тогда бог привнес в их жизнь большой смысл, дав им важное поручение: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным пресмыкающимся на земле». Таким образом, здесь подчеркнуто о человеке как своеобразном венце творения и его роль. В целом христианская религия относит начало существования человечества к 5509г. до н.э. Вся история человечества при этом делилась на два основных периода - «допотопный» и «послепотопный».

Согласно библейскому рассказу в допотопную эпоху был создан Адам, а затем Ева из ребра его. Новое «послепотопное» человечество произошло от единственного из божественных людей «допотопной» эпохи (т.е. прямых потомков Адама и Евы) - Ноя и его потомков, сохранившихся во время потопа в ковчеге.

Попытки поставить под сомнение эту одну из основных догм христианства рассматривались как опаснейшая ересь, и жестоко преследовалась. Так, в 1450 г. на костре инквизиции был сожжен Самуил Сарс, высказавший догадку, что человечество гораздо древнее, чем об этом говорится в Библии. Религиозная концепция происхождения человека была влиятельным элементом общественного сознания вплоть до середины XIX в. Так, например, известный французский палеонтолог, Жорж Кювье из религиозных соображений отрицал существование ископаемого человека. Христианская теория, осуществляющая симбиоз эволюционного пути появления человека и креационизма появилась в XX веке.

В исламе однозначного толкования этого вопроса нет. Но одна из версий изложения в Коране примерно в таком же ключе трактует этот вопрос. Согласно Корану, созданию аллахом человека предшествовал акт сотворения им ангелов и джиннов, его небесной крылатой опоры. В суре «Ангелы» об этом говорится: «Хвала Аллаху, творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что ему угодно. Климович Л.И. Книга о Коране М. 1986 с.192. Аллах (который согласно Корану имеет лицо, руки, глаза, восседает на престоле и др.) слепил тело человека из глины, а затем одухотворил его: «вдунул в него от своего духа». «Бог создал Вас и то, что Вы делаете» - говорится в Коране. И все же акту сотворения человека Аллах, судя по изложенному в Коране, древнеарабскому сказанию, придаёт огромное значение. Даже после того, как им был вылеплен своего рода манекен человека и осталось его оживить, Аллах решил обсудить свой поступок с ранее им созданными многокрылыми помощниками. Некоторые из новейших комментаторов пытались углядеть в этом «обсуждении» признак особой демократичности всевышнего.

Между тем, если исходить из Корана, это «обсуждение» или «совет», «беседа», «состязание» с «верховным сонмом» ангелов выглядит весьма деспотично. Во всяком случае, в этом «обсуждении» не чувствовалось какой-либо терпимости, внимания к созванному ангельскому сонму, даже признака толерантности. Создатель заранее предопределил свое решение и, выслушав единственного возражавшего тут же сурово наказал его. «Вот сказал господь твой ангелам: «Я создаю человека из глины. А когда я его завершу и вдуну ему от моего духа, то падите, поклоняясь ему!» и пали ниц ангелы все вместе, кроме Иблиса, - он возгордился и оказался неверным. Итак, сотворение первого человека, согласно Корану, одновременно явилось актом падения джинна или ангела «из числа высших», ставшего дьяволом, сатаною, шайтаном, царем преисподней. Впрочем, во второй суре Корана падение Иблиса, а также введение человека в рай изображено уже с другими подробностями. Прежде всего, здесь сказано не только о первом человеке, но и о его супруге. Адам уже одушевлен и представлен ангелам в качестве «наместника» Аллаха «на земле». А ангелы дают понять Аллаху, что они уже знают, на что способны люди, и явно их не одобряют. Ангелы говорят Аллаху: «разве ты установишь на Земле того, кто будет производить на ней нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу тебе и святим тебя. Этот текст дал повод одному из египетских теологов и реформаторов ислама Мухаммеду Абдо (1849-1905) предположить, что речь здесь идет о сотворении предков одних лишь арабов, а не всего человечества, иначе, откуда бы ангелы знали, каковы люди? В последующих главах Корана идут изменения, относящиеся, в частности, к уточнению того, из чего сотворен человек. Следует отметить что в Коране нет по этому поводу единого взгляда. Так в суре 15 трижды повторено: «из звучащей, из глины, облеченной в форму». Помимо этого говорится что бог сотворил человека из праха (сура 3), из сущности глины (сура 7), из глины сухой, звучащей как сосуд (сура 550, наконец - «из воды». Из влаги - «из капли» - человек и размножается (сура 35). Различие этих версий лишний раз подтверждает сложность и неоднородность составления Корана. Содержание Корана в значительной мере отражало общественное сознание арабов середины VII века н.э. и в то же время сохранило немало того, что относится к древним религиозным сказаниям. Так, утверждение, что жена Адама была сотворена одновременно с доставлением ему в пищу «восьми скотов в четырех парах» (сура 39), закрепляло в сознании людей подчиненное положение женщины по отношению к мужчине. религия бог креационизм самосохранение

В буддизме с его сильной установкой на поиски путей нравственного самосохранения и самосовершенствования вопрос о происхождении человека так прямо не формулируется, поскольку материальный мир рассматривается как непрерывно творимый безначальным абсолютным сознанием - драхмами. Поэтому страдания мира и людей в нем безначальны. Но зато отдельный человек формируется на всех этих этапах (ниданах) своего роста под непосредственным влиянием сверхъестественного духа.

Божественное сознание пронизывает душу человека еще на этапе его эмбрионального развития и затем сопровождает всю жизнь. Как свидетельствуют Веды у всего сущего и у всех богов одно предназначение - жертвоприношение. В этом сказании также говорится о том, что космический великан Пуруша был разделен на части, и они стали источником жизни для всех живых существ. Согласно буддизму многообразный мир вселенной заполнен людьми и духами. Они населяют не только Землю, но и космические миры, звезды. Люди со своим сложным общественным устройством, животные, растения имеют бессмертную душу. Поэтому в буддизме взаимосвязь жизни человека, земли и космоса очевидны.

Заключение

Религиозные представления о происхождении человека и времени возникновения человека были мифологизированы. Религиозное сознание также создает более или менее законченные концепции, но в них существенную роль играет уже не только рациональное мышление, но и эмоциональное осмысление мира, в силу чего религиозные концепции используют не столько логическую, сколько психологическую доказательность, и в силу этого в меньшей степени приведены в систему, обнаруживая иногда прямую нелогичность и противоречивость. В рамках религиозного мировоззрения происхождение человека рассматривалось как прямое, непосредственное творение их Богом. Радугин А.А. Введение в религиоведение М. 1999. с.45. В той или иной форме этот взгляд характерен для всех трех мировых религий - христианства, ислама и буддизма.

Литература

Климович Л.И. Книга о Коране М.1986 г.

Крывелев И.А. История религии. М. 1975 г.

Радугин А.А. Введение в религиоведение. М. 1999 г.

Попов Л.А. «Религия и мораль: взаимодействие в современных условиях»//общественные науки и современность, 1999№3.

Библия М. 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теологическая или метафизическая сущность концепций возникновения органического мира и человека в главных мировых религиях. Современный научный подход к теории креационизма. Отличительные особенности основных течений данного философского направления.

    презентация , добавлен 12.03.2015

    Религиозные представления на начальных этапах развития человечества. Длительный безрелигиозный период в истории жизни человечества. Бессилие первобытного человека - причина возникновения религии. Факты, созданные на основании раскопок древних рукописей.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Понятие Дао как бога в конфуцианстве и упор в религии на духовно-социальное совершенствование человека. Отличительные черты конфуцианства: соотношение религии и морали, рационализм. Основные причины возникновения буддизма как философского учения.

    презентация , добавлен 02.12.2011

    Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. Исторические факты и археологические раскопки. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном - возникновение религии. Родоплеменные религии и вероисповедание.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Креационизм – научная концепция создания всего окружающего мира Богом за короткий промежуток времени в завершенном работающем виде. Доказательства того, что Бог является Творцом и создателем всего. Сотворение человека как высшего существа по образу Бога.

    реферат , добавлен 14.03.2011

    Теоретический анализ понимания сущности религии, ее основные признаки и роль в жизни общества и человека. Религиозный опыт верующего, его значение для развития его самоконтроля. Формы выражения религиозного мистического опыта, его характеристика.

    презентация , добавлен 23.07.2015

    Личностные особенности верующего человека. Личностные составляющие традиционных религий и новых религиозных движений. Влияние личностных идеалов на формирование личности человека. Представления о ценностных ориентациях в современной психологии.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2014

    Основные теоретические понятия философии и религии. История возникновения, развития и особенности религиозной системы иудаизм. Анализ образа Абсолюта и образа человека, модель их взаимоотношений в иудаизме на материале текста "Тора. Книга Бытия".

    курсовая работа , добавлен 28.06.2009

    Изучение общих принципов толкования Бога в Древней Греции. Понимание существования Бога Аристотеля, Платона, Эпикура. Исследование идей о перводвигателе Фомы Аквинского. Рассмотрение основных догм христианской религии. Зарождение христианского гуманизма.

    реферат , добавлен 01.01.2015

    Анализ классических даосско-конфуцианских мыслей школ Востока: философские установки, трактовка проблем натурфилософии и антологии, загадки мироздания и бытия. Семантические и идеологические ассоциации: сближение микро- и макромира, сущего и не сущего.

Среди всех гипотез о происхождении человечества религиозная является самой древней: она появилась еще в те времена, когда лишь религия, но никак не наука могла ответить на сложные вопросы. Религиозная теория происхождения человека не требует доказательств, поскольку основана на вере. Этим она не устраивает ученых, но вполне удовлетворяет верующих людей.

Древние религии и религии Востока

Жители Древнего Египта, а также шумеры полагали, что человек – создание богов. При этом в качестве материала для создания первого человека уверенно называлась глина. По всей вероятности, это было связано с тем, что глина была материалом распространенным, пластичным и удобным для лепки – одним словом, идеально подходящим для создания людей.

Примечательно, что для замешивания глины при создании первых людей использовалась не вода, а кровь, причем кровь богов. Это приближало людей к божествам. При этом египтяне считали, что боги создавали людей не просто так, а в качестве своих рабов.

Восточные религии к вопросу возникновения человечества относились довольно равнодушно. Сам Будда на этот вопрос попросту не отвечал, и его последователи поступали аналогичным образом. Идея бесконечного колеса сансары, сойти с которого можно только достигнув определенного уровня просветления и погрузившись в нирвану, вообще не предполагает какого-то начала мира. Согласно философии буддизма мир существовал всегда, и люди существовали всегда, а уж как менялись формы их существования, зависело от разных факторов.

Даосизм, единственная в мире религия, где боги отсутствуют как класс, тоже уделяет не очень много внимания созданию человечества. Согласно этой религии, из первоначального хаоса появилось две энергии – мужская и женская. И все, что существует в этом мире – плод взаимодействия этих энергий. Для людей исключения не делается.

Религиозные воззрения народов Индии, напротив, предполагали божественное происхождение человека. Относительно того, кому именно из богов люди обязаны своим появлением, единого мнения нет, но чаще всего называют имя Брахмы, чуть реже – Шивы. Интересно, что индуистские боги не занимались лепкой людей из глины, а просто создавали новых существ силой духа.

Христианство

Сегодня христианство – одна из наиболее распространенных в мире религий. Кроме того, эта религия оказала огромное влияние на культуру многих стран на планете. И нет ничего удивительного в том, что именно христианский миф о возникновении человека приобрел широкую известность.

Процесс сотворения мира описывается в первой части Библии – священной христианской книги. Согласно христианству, человек – последнее божье творение, что позволяет считать его творением наиболее совершенным. Первый человек – Адам – был создан из «праха земного», после чего Бог вдохнул в него жизнь и поселил в райском саду. В задачу Адама входило возделывание сада и придумыванием имен всем существующим на тот момент животным. Вскоре Адаму была дана супруга – Ева. Для ее создания Бог использовал ребро Адама.

Лишь два дерева Бог запретил трогать – Древо Познания Добра и Зла и Древо Жизни. Однако под воздействием Змия первые люди обошли запрет, попробовали плод с Дерева. Это вызвала гнев Бога, который прогнал Адама и Еву из рая. Эта история хорошо отражает суть религии, основанной на покорности и послушании – за нарушение запрета люди стали смертными, Еве было предречено в муках рожать детей, а Адаму – в поте лица работать. В дальнейшем жизнь первых людей была безрадостной и полной страданий, но свое предназначение они выполнили и стали родоначальниками человеческого рода.

Гораздо менее известна легенда о первой жене Адама – Лилит . История об этом браке в библию не вошла, но упоминается в каббалистической теории. Лилит была создана Богом так же, как и Адам, поэтому считала себя равной мужу и не желала ему подчиняться. Она сбежала (вернее, улетела) от Адама, но была настигнута и наказана ангелами . В результате первая жена Адама превратилась в демоницу, которая специализировалась на убийствах новорожденных младенцев и рожениц. Несмотря на то, что она была первой женщиной, род ее прервался, поэтому праматерью человечества считается Ева, которую Бог создал уже с учетом прежних ошибок.

Креационизм

Креационизм представляет собой теологическую концепцию, согласно которой человек (как и все сущее) был продуктом деятельности творца, то есть бога. Происхождение человека от бога в течение тысячелетий не подвергалось сомнению. Однако в конце XIX века развитие науки привело к тому, что религиозные воззрения, основанные исключительно на вере в бога, стали казаться неубедительными на фоне проверенных опытным путем научных открытий. В результате появился новый термин, обозначающий воззрения консервативно настроенных христиан, не принимающих теорию эволюции и другие научные открытия.

Большинство ученых относятся к креационизму в высшей степени скептически. Ни одно из положений креационизма не может быть проверено эмпирическим путем, поэтому даже претендующие на научность теории не внушают научному миру доверия. Тем не менее, у этой теории немало поклонников, что находит свое отражение, например, в образовании: были прецеденты, когда под давлением сторонников креационизма в школах не преподавали теорию эволюции. По этой причине отношение к креационизму в сфере образования настороженное, эта концепция рассматривается как нарушающая права человека.

Течений в креационизме существует множество – от буквальных трактовок Библии и иной религиозной литературы до теорий на стыке науки и религии. Такие теории, например, могут не отрицать геофизические данные о происхождении планеты, но категорически отвергают теорию эволюции. Лишь эволюционный креационизм не отрицает эволюцию как таковую, но в то же время считают ее орудием Бога, а не закономерным процессом.

Мария Быкова


Введение

Взгляд основных мировых религий и мифов и иных религиозных философий на происхождение человека на Земле

Научный взгляд на вопрос о происхождении человека на Земле

Столкновение науки и религии в вопросе о происхождении человека на Земле

Заключение

Литература

Введение

Тема «Религия и наука о происхождении человека на Земле» на протяжении множества веков вызывает достаточно споров и является актуальной и в наши дни. Изначально мной была выбрана тема «Междуречье и Египет - первые цивилизации на Земле. Древние цивилизации в Европе». Но, так как, данная тема не раз являлась объектом моих исследований ранее в Белорусском государственном университете транспорта при изучении дисциплины «Культурология», я решила выбрать тему о вопросах происхождения человека на Земле.

Увлекаясь изучением различных мировых религий, не раз замечала, что вопрос о возникновении человека является основой любой религиозной философии.

Большее внимание в последнее время было уделено мной древней категории вероисповедания - язычеству, как славянскому, так и более древнему - скандинавскому. Эта сфера для меня открыла новые аспекты истории.

С научной точки зрения за последние века так же произошло множество изменений во взглядах на вопрос о происхождении человека на Земле. И по настоящее время не останавливается ход исследований этой сферы волнующей все человечество.

Я же в данной работе опишу исторически сложившиеся взгляды в религиозной сфере и в сфере науки в отдельности и во взаимодействии между собой на протяжении веков и до наших дней.

.Взгляд основных мировых религий и мифов и иных религиозных философий на происхождение человека на Земле

Рассмотрю религиозные взгляды Древней Месопотамии и Древнего Египта.

В IV-I тысячелетии до н. э. в Месопотамии и Египте большую роль играли мифы, составлявшие все мировоззрение народов этих цивилизаций. Однако взгляды народа Месопотамии значительно отличались от взглядов древних египтян. По мнению жителей Месопотамии и их мифов, люди были сотворены из крови чудовища Кингу, побежденного Мардуком. Место их в мире не значительно, и призваны люди только ублажать богов: приносить им жертвы, строить храмы, чтить жрецов и царей.

В Древнем Египте же, согласно трем видам мифов о сотворении мира и человека, люди сотворены богами. И в отличие от жителей Месопотамии, египтяне видели в загробной жизни возможность дальнейшего существования. В египетской мифологии не существовало единых представлений о сотворении мира. Главные религиозные центры Древнего Египта - Гелиополис, Гермополис и Мемфис - выработали различные варианты космогонии и теогонии.

Жрецы Гелиополиса, центра культа Солнца, ставили в центр мироздания солнечного бога Ра и считали его отцом всех прочих богов. Он и восемь его потомков образовывали так называемую эннеаду Гелиополиса. По гелиопольской легенде, Атум появился из изначальных вод, и по его воле из них же начал расти священный камень Бенбен. Стоя на его вершине, Атум породил Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. Эта пара родила своих детей, Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Эти первые поколения богов представляют в эннеаде основу творения. Геб и Нут произвели на свет Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, олицетворяющих соответственно плодородную пойму Нила и бесплодную пустыню.

Противоположная версия существовала в городе Гермополисе, где считали, что мир произошел от восьмерых древних божеств, так называемой огдоады. Эта восьмерка состояла из четырех пар богов и богинь, символизирующих элементы творения. Нун и Наунет соответствуют изначальным водам, Ху и Хаухет - бесконечности пространства, Кук и Каукет - вечной тьме. Четвертая пара неоднократно менялась, но, начиная с Нового царства, она состоит из Амона и Амаунет, олицетворяющих невидимость и воздух. По гермопольской версии, эти божества были матерями и отцами бога солнца, принесшего в мир свет и дальнейшее творение.

Еще одна версия творения появилась в Мемфисе и ставила в центр мифа о сотворении Птаха, бога-покровителя ремесел, строителей и самого города. Мемфисская теология во многом перекликается с гелиопольской, однако учит, что Птах предшествовал богу солнца, и последний был создан его языком и сердцем. Это первая известная теология, основанная на принципе логоса, то есть созидании словом и волей.

Древнеегипетская религия сама по себе как неисчерпаемый запас тайн и неизведанных знаний, изучение которых приносит пользу. Но не буду останавливаться на этом, так как есть множество иных вопросов, которые хочется описать.

Хочется сразу коснуться религии, которая в свое время вытеснила древнеегипетскую, - христианства.

С точки зрения христианства, прародителем человеческого рода является Адам, созданный Верховным и единым богом. Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества. По учению Каббалы, сотворению Адама предшествовало создание духовного прообраза человека «Адам Кадмон» (первоначальный человек). Адам - это человек, включающий в себя всех людей. Последователи мистического направления в иудаизме считают, что души всех людей не только происходят от Адама и Евы, но и продолжают зависеть от них.

В христианской теологии Адам - символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам - всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» - Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Это очень прагматичная теория. По моему мнению, здесь четко прослеживается аналогичность с другими религиозными воззрениями. Но этот момент я ее буду рассматривать позже.

По поводу ислама, возникшего в VII веке нашей эры, много говорить не имеет смысла, так как прослеживается конкретная аналогия с христианским воззрением о происхождении человека.

Все монотеистические религии имеют общий стержень истории о происхождении человека. Поэтому сейчас хочу коснуться так называемых политеистических религий.

Рассмотрим понятие язычества. Язычество - буквально, «религия народов» или «инородческая религия», то есть религии и религиозные верования, с точки зрения авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), не имеющие богооткровенного происхождения. Языческие верования основываются на мифологии, так как иначе самый древний вид сохранения исторической информации назвать нельзя. Разделение мифологии на славянскую и скандинавскую сугубо символическое, так как эти виды имеют одну первооснову. Это ясно прослеживается при исследовании антропогонических мифов.

Антропогонические мифы - мифы о происхождении (сотворении) человека (первочеловека), мифических первопредков народа, первой человеческой пары, составная часть космогонических мифов.

Наиболее архаичны тотемические мифы о превращении и людей животных-тотемов или о «доделывании» людей культурными героями из зародышей с нерасчлененными частями тела. Распространены мифы о сотворении людей (или антропоморфных существ) демиургами из дерева (ср. скандинавских Аска и Эмблу, буквально - «ясень» и «ива» и т. п.) или из глины. В мифологической модели мира человечество связано с Землей, «срединным» миром. По другим мифам богиня-мать (мать-земля) порождает богов и первопредков людей. Особый антропогонический акт - оживление людей или наделение их душой, особенно в дуалистических мифах: противник демиурга не в состоянии создать человека нормального облика и оживить его, демиург придает творению антропоморфный облик и вдыхает в человека душу; противник демиурга стремится испортить сотворенного человека, вселяет в него болезни и т. п. Как правило, сотворение человека завершает космогонический цикл; первочеловек становится и первым смертным, что знаменует конец золотого века. В другом распространенном варианте антропогонических мифов весь мир создается из тела первого антропоморфного существа (скандинавский Имир).

Здесь становится очевидным, что скандинавская мифология является первичной. Согласно скандинавским мифам, из пота Имира родилась пара - мужчина и женщина, а одна нога с другой зачала сына. Это были первые инеистые великаны. Имир же в свое время был создан при слиянии царства льда - Нифльхейм и огня - Муспелльхейм. Данная мифология может считаться родовой, потому что имеет самое полное описание всех миров, всех богов и их взаимоотношений. Мифы несут в себе не только повествование, а целую мудрость.

Сотворение Аска и Эмблы (отождествить можно с Адамом и Евой) несет за собой целую историю творений. Сотворив мир, бог Один и его братья задумали его населить. На берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху (по другим источникам - иву). Из ясеня сделали мужчину, а из ольхи - женщину. Это - Аск и Эмбла. Затем один из асов(в скандинавской мифологии боги населявшие Асгард - высший город) вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий - кровь и румяные щеки.

Что касается древнеславянской мифологии, так она формировалась на протяжении длительного периода, и имеет достаточно сильные корни из германо-скандинавской мифологии. Так что в древнеславянской мифологии представления о происхождении человека на Земле схожи с представлениями скандинавских язычников. Хотя древнеславянская мифология так же может стать обоснованным предметом исследований в этой сфере.

Древнегреческая мифология гораздо лучше была исследована ранее и информационно она более доступна. В ней так же прослеживается божественное происхождение человека.

Рассматривая иные религиозные воззрения, могу сказать, что они несут в себе больше философию жизни, чем являются классическим типом религии. К религиозным философским направлениям можно отнести восточные религии. Они сконцентрированы на медитативное познание бытия и самого себя. Это учения, которые не так много внимания уделяют вопросам о происхождении человека на Земле. Большее значение уделено таким моментам, как перерождение и сущность бытия.

В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз.

В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности.

Можно сделать вывод, что человек имеет божественное происхождение - с религиозной точки зрения.

2.Научный взгляд на вопрос о происхождении человека на Земле

Научная точка зрения о происхождении человека значительно отличается от религиозной. Поэтому далее я рассмотрю именно научный взгляд на этот вопрос. Впоследствии чего сопоставлю две основные точки зрения.

Теория полицентризма выдвинута в 1939 году Францем Вайденрайхом, который считал, что современные человеческие расы произошли от разных рас неандертальцев. Таким образом, начало расогенеза приходится на нижний и средний палеолит. Недостаток данной теории состоит в том, что происхождение человека от разных рас противоречит видовой преемственности. Наиболее распространена теория широкого моноцентризма, согласно которой неоантропы произошли от прогрессивных форм палеоантропов, обитавших на территории Средней и Передней Азии и Северно-Восточной Африки.

В эпоху неолита неоантропы появляются на всех континентах. Сначала неоантропы жили одновременно с неандертальцами, но 40-35 тысяч лет назад единственным видом на Земле стал неоантроп. Существует даже несколько теорий по поводу вражды неандертальцев и неоантропов, которые сводятся к тому, что более развитые неоантропы уничтожили менее развитых неандертальцев.

Для возникновения неоантропа требовалось разрушение замкнутости неандертальской общины. Поэтому современные ученые большое значение придают экзогамии.

Существуют две доминирующие теории происхождения современной популяции человека. Теория «из Африки» предполагает, что предки современных людей мигрировали из Африки и расселились в разных частях мира. Согласно мультирегиональной теории, современные люди являются, по крайней мере, частично, потомками различных популяций гоминид. Теория «из Африки» в противовес мультирегиональной подтверждается сравнением последовательностей ДНК современных людей и в настоящий момент принимается большинством палеоантропологов.

Как считают некоторые исследователи, источник эволюционных идей проистекает из космогоний древних религий. Идеи творения и развития вселенной и жизни идут в них параллельно друг другу, иногда тесно переплетаясь. Но мифический способ мышления мешает выкристаллизовать из них стройные концепции. Первую такую концепцию разработал ученик Фалеса Милетского Анаксимандр. О схеме Анаксимандра стало известно от историка I века до н. э. Диодора Сицилийского. В его изложении, когда молодая Земля осветилась Солнцем, её поверхность сначала затвердела, а потом забродила, возникли гниения, покрытые тонкими оболочками. В этих оболочках и зародились всевозможные породы животных. Человек же будто бы возник из рыбы или похожего на рыбу животного. Несмотря на оригинальность, рассуждения Анаксимандра не подкреплены наблюдениями. Другой античный мыслитель, Ксенофан, уделял наблюдениям больше внимания. Он отождествлял окаменелости, что находил в горах, с отпечатками древних растений и животных: лавра, раковин моллюсков, рыб, тюленей. Из этого он сделал заключение, что суша некогда опускалась в море, неся гибель наземным животным и людям. Она превращалась в грязь, а когда поднималась, отпечатки засыхали. Гераклит, несмотря на пропитанность его метафизики идеей постоянного развития и вечного становления, не создал никаких эволюционных концепций. Хотя некоторые авторы все же относят его к первым эволюционистам.

Здесь же хочется отметить, что первые эволюционисты создавали достаточно мифологичные концепции, не смотря на некоторую подкрепленность и обоснованность. Не менее замечательная почва для фантастических произведений, чем мифология.

Новый этап в развитии эволюционной теории наступил в 1859 году в результате публикации основополагающей работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». Основной движущей силой эволюции по Дарвину является естественный отбор. Отбор, действуя на особей, позволяет выживать и оставлять потомство тем организмам, которые лучше приспособлены для жизни в данном окружении. Действие отбора приводит к распадению видов на части - дочерние виды, которые, в свою очередь, со временем расходятся до родов, семейств и всех более крупных таксонов.

Однако, существует множество опровергающих гипотез. Здесь хочется отметить труды Майкла Кремо, который считает, что человек не произошел от обезьяны. По его мнению, существа, подобные нам, жили на Земле 50 млн. лет назад.

Множество научных гипотез говорят нам о происхождении человека. И в общем, можно сказать, что с научной точки зрения человек произошел от более примитивной формы приматов.

.Столкновение науки и религии в вопросе о происхождении человека на Земле

Почему-то принято считать, что наука и религия в вопросе о происхождении человека на Земле не совместимы. Современный человек обладает достаточными знаниями для того, чтобы по-своему совмещать их. Также мы сами в праве выбирать верование во что-либо.

В настоящее время церковная догматика не является такой категоричной, чтобы опровергать научные гипотезы. Даже известно, что Католическая церковь официально признала эволюционную теорию происхождения человека.

Хочу отметить, что обвинения в атеизме и отрицании религии, приводимые некоторыми противниками эволюционного учения, основаны в известной мере на непонимании природы научного знания: в науке никакая теория, в том числе и теория биологической эволюции, не может как подтвердить, так и отрицать существование таких потусторонних миру субъектов, как Бог (хотя бы потому, что Бог при творении живой природы мог использовать эволюцию, как утверждает богословская доктрина «теистической эволюции»).

Ошибочны также попытки противопоставить эволюционную биологию религиозной антропологии. С точки зрения методологии науки, популярный тезис «человек произошёл от обезьяны» является лишь чрезмерным упрощением одного из выводов эволюционной биологии (о месте человека как биологического вида на филогенетическом древе живой природы) хотя бы потому, что понятие «человек» многозначно: человек как предмет физической антропологии отнюдь не тождествен человеку как предмету философской антропологии, и сводить философскую антропологию к физической некорректно.

Некоторые верующие разных религий не находят эволюционное учение противоречащим их вере. Теория биологической эволюции противоречит только буквальному прочтению сакральных текстов, повествующих о сотворении мира, и для некоторых верующих это является причиной отвержения практически всех выводов естественных наук, изучающих прошлое материального мира. Это так называемый буквалистский креационизм.

Среди верующих, исповедующих доктрину буквалистского креационизма, имеется некоторое количество учёных, которые пытаются найти научные доказательства своей доктрине (так называемый «научный креационизм»). Тем не менее, научное сообщество оспаривает обоснованность этих доказательств.

Никак нельзя противопоставлять религию науке. Доказательством этому может служить то, что множество ученых, исследовавших эту сферу, были глубоко религиозными людьми.

Заключение

человек происхождение религия наука

В заключение хочется сказать, что на самом деле религия и наука не могут противостоять друг другу потому, что в различных описаниях и доказательствах существуют временные несоответствия одних доказательств другим.

Еще пройдет немало времени до того момента, когда человечество создаст единую доктрину о происхождении человека на Земле, вместив в себя все истинные моменты и из религиозных верований и из научных гипотез. Ведь остается до конца неизведанной и другая сфера исследований - языковые корни. А благодаря исследованию языков, как современных, так и мертвых, можно докопаться до истины. Но это уже тема для иной работы.

Но на сегодняшний день вопрос о происхождении человека на Земле остается открытым.

Литература:

1.Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. - М: Астрель, АСТ, 2002г. - 464 с.

2.Скандинавская мифология: Энциклопедия. - М: Эксмо, 2004. - 592 с.

Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. - М.: Прогресс-Традиция, 1999.

Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974.

Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004.

Христианство. Энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. - М., 1993-95. Т. 3.

Конспект лекций по дисциплине «История Беларуси», преподаватель Бессольнов А.Б., БелГУТ, 2005-2006гг.

Конспект лекций по дисциплине «Культурология. Религиоведение и эстетика», преподаватель Елопов А.П., БелГУТ, 2006-2007гг.

Поделиться