Толкование нового завета феофилактом болгарским. Феофилакт болгарский - толкование на книги нового завета Толкование феофилакта болгарского на деяния

1 Муж же некий бе в Кесарии именем Корнилий, сотник от спиры нарицающияся италийския. 2 Благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим, творяй милостыни многи людем, и моляйся Богу всегда: 3 Виде в видении яве, яко в час девятый дне, ангела Божия сшедша к нему, и рекша ему: Корнилие. 4 Он же воззрев нань и пристрашен быв рече: что есть Господи? рече же ему: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога. 5 И ныне посли во Иоппию мужей, и призови Симона, нарицаемаго Петра. 6 Сей странствует у некоего Симона усмаря, емуже есть дом при мори: той речет тебе глаголы, в нихже спасешися ты и весь дом твой. 7 И якоже отъиде ангел, глаголяй Корнилию, пригласив два от рабов своих, и воина благочестива от служащих ему. 8 И сказав им вся, посла их во Иоппию.

Этот (Корнилий) не был ни иудеем, ни из подзаконных, а между тем уже вел такой же образ жизни, как и мы. Вот двое уже из людей облеченных почестями веруют во Христа, казнохранитель эфиоплянки и этот. Благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим. Послушаем этого мы; мы не заботимся о своих домашних, а этот заботился и о воинах. Сотник от спиры нарицающияся италийския. Он, говорит, был из великой спиры нарицающияся италийския, а спира есть то же, что мы теперь называем ротою (νεμερον). Этого человека он для того делает известным и сообщает о нем подробные сведения, чтобы кто-либо не сказал, что в Писании (Священном) встречаются погрешности против истории. Надобно знать, что спира состояла из двухсот воинов, а кустодия из шестидесяти. Виде в видении яве, яко в час девятый дне, ангела Божия сшедша к нему. Видит ангела для восполнения веры Петра. Или лучше не для него, но для других более слабых в вере. В час девятый, когда он оставил заботы и находился в тишине и покое. Так как истинное Око и великий Судия знает, что и великие дела, не имея веры, мертвы: то Он и посылает ангела, который утверждает за делами их значение, чтобы увенчались верою тех, которые хорошо подвизаются. От видения же в Корнилие возбудился страх, впрочем умеренный, сколько только было его необходимо для того, чтобы возбудить внимание его. Потом слова ангела уничтожили страх. Молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога. Посмотри, куда идет молитва на высшее небо и становится пред самым престолом царским. Обрати внимание и на ангела; он сначала возвышает и возносит мысли его Корнилия к высшему, потом уже говорит то, что он говорит дальше: И ныне посли во Иоппию мужей, и призови Симона, нарицаемаго Петра. Сей странствует у некоего Симона усмаря. Чтобы они не пошли к кому-либо другому, он определяет этого человека не только по имени, но и по месту, где он находится. Емуже есть дом при мори. Апостолы избирали места отдаленные от городов: они любили пустыню и тишину. Что, если случится, что есть и другой Симон усмарь? Вот признак: этот живет при море. Ангел не сказал, для чего надобно сделать это, чтобы переполнить его радостию. Пригласив два от рабов своих и воина благочестива. Смотри, недаром сказано, что это были люди, постоянно при нем находившиеся. И сказав им вся, посла их во Иоппию. Заметь отсутствие высокомерия. Не сказал: призовите мне Петра, но все рассказал, чтобы тем побудить его придти к нему; потому что он считал делом неприличным звать его в силу своего авторитета. Потому-то и рассказал все посланным.

9 Воутрие же путшествующым им и ко граду приближающымся, взыде Петр на горницу помолитися, о часе шестом. 10 Бысть же приалчен и хотяше вкусити: готовящым же онем, нападе нань ужас. 11 И виде небо отверсто, и сходящ нань сосуд некий яко плащаницу велию, по четырем краем привязан, и низу спущаемь на землю: 12 В немже бяху вся четвероногая земли и зверие и гади и птицы небесныя. 13 И бысть глас к нему: востав Петре заколи и яждь. 14 Петр же рече: никакоже Господи: яко николиже ядох всяко сверно или нечисто. 15 16 Сие же бысть трищи: и паки взяся сосуд на небо.

Посмотри, как Дух сводит времена и делает, что это совершается ни раньше ни позже. Взыде Петр на горницу помолитися, о часе шестом, то есть, в особом месте и в тишине, как на крыше. Нападе нань ужас, и виде небо отверсто. Ужас (εκστασις) означает и изумление при виде чуда и то состояние, когда человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный. Итак ему было как бы духовное видение. И сходящ нань сосуд некий яко плащаницу. Первейший из апостолов Петр имел нужду в божественном откровении относительно призвания к христианской вере язычников; потому что он не знал, что обрезание и необрезание не делают разницы по отношению к вере. Он конечно не знал ясно, что Господь сказал, чтобы, когда открылось служение верою, то были научаемы этой вере и язычники, не знал до тех пор, пока неизреченная воля Его посредством этого явления не открыла эту тайну, убедивши его в этом с одной стороны примером посредством плащаницы, а с другой стороны тем, что и язычникам была преподана благодать Святого Духа по обращении их к вере, убедивши, что во Христе нет различия между иудеем и эллином. По четырем краем привязан, и низу спущаемь на землю. Четыре края показывают четыре стихии, явившийся сосуд означает грубейший мир, а различные животные суть символы состояния людей. Символом всей вселенной был этот человек (Корнилий) с крайнею плотию; потому что он не имел ничего общего с иудеями. Его (Петра) все стали бы обвинять как законопреступника, и потому Духом устрояется, чтобы он имел защиту; поэтому-то он и возражает ангелу. Потому что он должен был вполне соблюдать закон. Итак это устрояется для того, чтобы его не стали обвинять. Может быть, он преклонивши колена, видел видение. И божественным делом было случившееся, то есть, что он видел высшее, и был в состоянии исступления и слышал оттуда голос, и что трижды исповедывал, что там животные нечистые; а то, что сосуд оттуда с неба снисшел и туда вознесся, это великое доказательство чистоты. Итак это совершается для тех, кому имеет быть рассказанным. Потому что Петр сам слышал повеление Господне: на путь язык не идите (Матф. 10:5). Если имел нужду в обрезании и в принесении жертвы даже Павел, то тем более тогда в начале проповеди, когда они были очень немощны. Но не обо всех Петр сказал, что они скверны и нечисты, а только о тех, которых и закон назвал скверными и нечистыми. А Бог, начертавший образ своей Церкви, сказал, чтобы она не считала для себя ничего нечистым. Потому что ему человеку все чисто, что он принимает с благодарением и благословением Божиим. Но если здесь содержалось приточное указание относительно призвания народов, чтобы, то есть, не считали имеющих необрезанною крайнюю плоть скверными и нечистыми, то все-таки речь Петра содержала указание не на людей, но на животных, запрещенных законом Моисеевым. Потому что виды животных принимаются вместо свойств человеческих, а из описания видения Петрова известно, что в сосуде, сшедшем с неба, были все роды животных: пресмыкающихся, птиц и четвероногих. Потому что слово прикровенно изображает, что имеющие обратиться к вере находятся под владычеством разных грехов, что они уподобились или четвероногим по жестокости, или пресмыкающимся по ядовитости, или птицам по легкости и непостоянству своей природы. И притом змеи принимаются за символ саддукеев и фарисеев, а лисица за символ Ирода, и возбужденные страстию к половому сближению кони за символ людей сладострастных; овцы – за людей незлобивейших, козлята – за необщительных и безучастных, а ежи – за богатых; об них Господь сказал, что они своими колючками прокалывают слово и делают его бесплодным. И се глас паки к нему вторицею: яже Бог очистил есть, ты не скверни. По-видимому, голос относится к нему (Петру), а между тем все говорится к иудеям. Потому что, если терпит порицание этот учитель, то тем более они заслуживают этого.

17 Якоже в себе недоумевашеся Петр, что бы было видение еже виде, и се мужие посланнии от Корнилиа, вопрошше и уведевше дом Симонов, сташа пред враты: 18 И возглашше вопрошаху, аще Симон нарицаемый Петр зде странствует. 19 Петру же размышляющу о видении, рече ему Дух: се мужие трие ищут тебе. 20 Но востав сниди, и иди с ними, ничтоже разсуждая, зане Аз послах их.

Что бы было видение. Плащаница означает землю, а находящиеся на ней звери – язычников. Изречение же: заколи и яждь, означает то, что и они должны придти ко Христу; а то, что это повторяется трижды, означает крещение. Итак истинный смысл видения указывает ему на учение о Троице, равно как и вера в Троицу представляет истинное богопочитание. И се мужие посланнии от Корнилиа. Благовременно приходят эти мужи, чтобы разрешить недоумение. Ибо и Иосифу Христос допустил сначала устрашиться, а потом послал ангела. Потому что душа легко принимает разрешение от испытанного прежде недоумения. И притом ему недолго пришлось оставаться в недоумении, и не прежде оно возбудилось, но в то самое время, когда об нем спрашивали, тут ли он пристранствует. Петру же размышляющу о видении, рече ему Дух: се мужие ищут тебе. Опять и это служит апологиею Петра пред учениками, чтобы они увидели, что он размышлял и получил наставление не размышлять. Потому что послушай: иди с ними ничтоже разсуждая, зане Аз послах их. Велика власть у Духа; потому что, что делает Бог Отец, то же делает и Дух Святый. Ангел сказал: молитвы твоя и милостыни твоя, чтобы показать, что он оттуда послан; а Дух делает не так, но говорит: зане Аз послах их. Итак нужно повиноваться Духу.

21 Сошед же Петр к мужем, посланным к нему от Корнилиа, рече: се аз есмь, егоже ищете: кая есть вина, еяже ради приидосте? 22 Они же рекоша: Корнилий сотник, муж приведен и бояйся Бога, свидетельствован от всего языка иудейска, увещен есть от ангела свята призвати тя в дом свой, и слышати глаголы от тебе. 23 Призвав же их учреди. Наутрие же Петр востав иде с ними, и нецыи от братий, иже от Иоппии идоша с ним. 24 И наутрие внидоша в Кесарию.

Се аз есмь. Сначала он признался, что это он есть тот, кого они ищут, и потом уже спрашивает о причине их прихода, чтобы или тотчас быть готову и идти с ними, или, если это не нужно, устроить их в доме. А посланные говорят похвалы Корнилию, чтобы убедить Петра, что тому являлся ангел. Начальство над народом бывает в руках человека благочестивого, по своим заслугам, оказавшегося достойным этого. Правда, бывает и это и все-таки имеющие власть скандализуются; но если бы не было этого, то чего бы тогда и не было? Призвати тя в дом свой. Не из чувства пренебрежения, говорят, он послал, но потому, что ему так повелено. Итак, не оставь в пренебрежении. Хорошо, что Петр сначала дружелюбно обходится с этими мужами, так как они утомились, и таким образом располагает их к себе. А что с ним пошли некоторые из Иоппии, это случилось домостроительно, чтобы потом они были свидетелями, когда Петру нужно было оправдываться.

Корнилий же бе чая их, созвав сродники своя и любезныя други. 25 Якоже бе внити Петру, срете его Корнилий, и пад на ногу его поклонися. 26 Петр же воздвиже его глаголя: востани: и аз сам человек есмь. 27 И с ним беседуя, вниде, и обрете собравшыяся многи.

Славный это был человек и в славном городе имел жилище. Созвав сродники. Это свойство совершенно благочестивого друга, что он, будучи окружен столькими благами, всех делает общниками и любезными друзьями. Любезными друзьями они названы, потому что он мог надеяться на них, когда ему предстояли труды и заботы о стольких подчиненных. И друзья и сродники, мне кажется, питались его пищею. Посмотри, как он был уверен, что Петр непременно придет. Это потому, что ангел явился ему не во сне, но в то время, как он находился в состоянии бодрствования и днем. Петр же воздвиже его глаголя: востани, и аз сам человек есмь. Этим он научает и прочих, и приносит благодарение Богу, показывая свое смирение. Посмотри, прежде всего другого он научает тому, чтобы они ничуть не думали о себе много.

28 Рече же к ним: вы весте, яко не лепо есть мужу иудеанину прилеплятися или приходити ко иноплеменнику: и мне Бог показа ни единаго скверна или нечиста глаголати человека. 29 Темже и без сумнения приидох призван. Вопрошаю вы убо: коея ради вины посласте по мене? 30 И Корнилий рече: от четвертаго дне даже до сего часа, бех постяся, и в девятый час моляся в дому моем: и се муж ста предо мною во одежде светле, 31 И рече: Корнилие, услышана бысть молитва твоя, и милостыни твоя помянушася пред Богом. 32 Посли убо во Иоппию и призови Симона, иже нарицается Петр: сей пристранствует в дому Симона усмаря близ моря, иже пришед возглаголет тебе. 33 Абие убо послах к тебе: ты же добре сотворил еси пришед: ныне убо вси мы пред Богом предстоим слышати вся повеленная тебе от Бога.

Вы весте, яко не лепо есть. Тотчас рассуждает об человеколюбии Божием и показывает, что Бог даровал им великие дары, а вместе и говорит о великом и говорит со смирением. Потому что он не сказал: «люди! мы пришли к вам, хотя мы считаем недостойным прикасаться к кому-либо», но что? «Вы знаете, что Бог изрек такое повеление, чтобы считалось беззаконием припеплятися или приходити ко иноплеменнику: и мне Бог показа ни единаго скверна или нечиста глаголати человека». Замечательно, что сам Бог повелел народу христианскому ни единаго скверна или нечиста глаголати человека, но жить с ними, потому что и они, быть может, будут с особенною силою веровать во Христа. Вопрошаю убо вы: коея ради вины посласте по мене? Петр обо всем слышал уже и от воинов, но он желает, чтобы они исповедались и делались правыми в вере. В час девятый, говорит, моляся. Что это значит? Мне кажется, что у него при аккуратнейшем порядке в жизни время было распределено и притом в известные дни; поэтому он и сказал: от четвертого дне. Посмотри, как сильна молитва. Когда он преуспевал в деле благочестия, тогда явился ему и ангел, это один день; когда отправились посланные Корнилием, это тоже один; когда они шли, – один, а четвертый оказывается, с третьего часа, когда он молился. И се муж ста предо мною. Не говорит: «ангел», но «муж». Так он далек от гордости. Видите вытекающую отсюда мысль: видите, как он достоин был всего этого. Ныне убо вси мы пред Богом предстоим. Не сказал: пред человеком, но: пред Богом; итак надобно со вниманием слушать рабов Божиих.

34 Отверз же Петр уста, рече: поистинне разумеваю, яко не на лица зрит Бог: 35 Но во всяком языце бояйся его и делаяй правду, приятен ему семь. 36 Слово еже посла сыном Исраилевым, благовествуя мир Иисус Христом, сей есть всем Господь. 37 Вы весте глагол бывший по всей Иудеи, наченшийся от Галилеи, по крещении, еже проповеда Иоанн: 38 Иисуса, иже от Назарета, яко помаза его Бог Духом Святым и силою, иже пройде благовествуя и исцеляя вся насилованныя от диавола, яко Бог бяше с ним. 39 И мы есмы свидетеле всех, яже сотвори во стране иудейстей и во Иерусалиме: егоже и убиша повешше на древе. 40 Сего Бог воскреси в третий день, и даде ему явленну быти: 41 Не всем людем, но нам свидетелем преднареченным от Бога, иже с ним ядохом и пихом, по воскресении его от мертвых. 42 И повеле нам проповедати людем и засвидетельствовати, яко той есть нареченный от Бога судия живым и мертвым. 43 О сем вси пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем его всякому верующему в онь.

Поистинне разумеваю... то есть, что Бог смотрит не на качество лица, но на различие дел. Тем, что он говорит, он ясно показывает, что Бог, которого боялся Корнилий, о котором он получил наставление из закона и пророков, ради которого он и милостыни творил, что этот Бог есть воистину Бог. Недоставало ему познания о Сыне. Смотри, как он не дает воли превозноситься своей мысли. Во всяком, говорит, языце, чтобы ты не подумал, что язычники принадлежат к разряду отверженных. «Делаяй правду». Выражение: «правду» употреблено вместо: всякую добродетель. Не сказал: во всяком языце делаяй правду спасается, но: приятен есть, то есть, достоин того, чтобы быть принятым. Слово, еже посла сыном исраилевым. Дает сынам израилевым предпочтение. Это говорит и ради присутствующих, чтобы убедить их. Яко помаза Его Бог Духом Святым, разумеется – по человечеству. Так как Он уничижил (εκενωσε) самого Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (Евр. 2:14), то об Нем говорится, что Он как человек принимает то, что Он имеет по естеству как Бог. Потому что Он принимает не самому Себе, но нам, как в начале это делал для самого Себя, или лучше, так как Он есть Бог Слово, то это у Него было свое. Выражение же: исцеляя вся насилованныя от диавола, указывает на многие, зависевшие от диавола, увечья и происшедшие от него повреждения в телах. Егоже и убиша, повешше на древе. Опять говорит об уничижении. Показавши, что Он Богом послан, апостол Петр говорит, что Он и убит. Чтобы ты не счел чего-либо неприличным, для этого заметь, что они никогда не скрывают учения о кресте, но вместе с прочим предлагают и образ смерти. Егоже и убиша, говорит, повешше на древе. Но свидетелем преднареченным. Хотя сам Иисус Христос их избрал, но выражение: преднареченным и это присвояет Богу Отцу. Иже с Ним ядохом и пихом. Посмотри, чем подтверждает истину воскресения. Почему Иисус Христос воскресши не сотворил никакого чуда, но ел и пил? Потому, что самое воскресение было великим чудом. Притом нет (и не могло быть в этом случае чуда большего) как то, что Он ел и пил. И засвидетельствовати. Засвидетельствовать, говорит, ясно, чтобы не впали в неведение. О сем вси пророцы свидетельствуют. Какие пророки только говорили, говорит, об отпущении грехов, все они говорили, что они отпускаются в этом Иисусе. Так и Исаия от Его лица говорит: «Аз есмь заглаждаяй грехи твоя и беззакония твоя» (Ис. 43:25). Но он не сказал, что Он есть Сын Божий, но, что больше их устрашало, приличное времени приготовление заимствуется из пророков, потому что они пользовались великою славою. Но поколебавши их страхом, он делает им снисхождение, впрочем изреченное не им, а пророками. Итак страшное он говорит от себя, а проникнутое кротостию от лица пророков.

Книга эта называется «Деяния святых апостолов» потому, что содержит деяния всех апостолов. А лицо, повествующее об этих деяниях, есть евангелист Лука, написавший и эту книгу. Будучи родом антиохиянин, а по занятиям – врач, он сопутствовал прочим апостолам, особенно Павлу, и пишет о том, что знает вполне основательно. Повествует в этой книге также и о том, как вознесся на небо Господь при явлении Ангелов; повествует далее о сошествии Святаго Духа на апостолов и на всех, присутствовавших тогда, равно как об избрании Матфия вместо Иуды предателя, об избрании семи диаконов, обращении Павла и о том, что он претерпел. Кроме сего, повествует о том, какие чудеса сотворили апостолы с помощью молитвы и веры во Христа и о путешествии Павла в Рим. Итак, Лука излагает деяния апостолов и чудеса, совершенные ими. Описываемые же им чудеса следующие:1) Петр и Иоанн исцеляют именем Господним хромого от рождения, сидевшего при дверях, называемых Красными. 2) Петр изобличает Ананию и жену его Сапфиру, утаивших часть из того, что они обещали Богу, и они тотчас умерли. 3) Петр подымает на ноги расслабленного Енея. 4) Петр в Иоппии молитвой воскрешает умершую Тавифу. 5) Петр видит сходящий с неба сосуд, наполненный животными всякого рода. 6) Петрова тень, падая на немощных, исцеляет их. 7) Петр, содержимый узником в темнице, освобождается Ангелом, так что стражи не видят этого, а Ирод, изъеденный червями, испускает дух. 8) Стефан творит знамения и чудеса. 9) Филипп в Самарии изгоняет многих духов и исцеляет хромых и расслабленных. 10) Павел, приближаясь к Дамаску, видит явление и тотчас становится проповедником Евангелия. 11) Тот же Филипп встречает на пути читающего евнуха и крестит его. 12) Павел в Листре именем Господним исцеляет хромого от рождения. 13) Павел видением призывается в Македонию. 14) Павел в Филиппах исцеляет женщину (отроковицу), одержимую духом пытливым. 15) Павел и Сила заключаются в темницу, и ноги их закрепляются в колодки; но среди ночи происходит землетрясение и узы их спадают. 16) На немощных и бесноватых возлагали убрусцы – опоясания – с тела Павла, и они исцелялись. 17) Павел в Троаде воскрешает упавшего с окна и умершего Евтиха, говоря: «Душа его в нем» (). 18) Павел в Кипре осуждает волхва Елиму, и волхв этот становится слепым. 19) Павла и всех бывших с ним на корабле застигает на пути в Рим четырнадцатидневная буря. И когда все ожидали смерти, Ангел, явившись Павлу, сказал: «Вот, даровал тебе всех плывущих с тобою» (), – и все спаслись. 20) Когда сошел Павел с корабля, его ужалила ехидна, и все думали, что он умрет. А так как он остался невредим, то сочли его за Бога. 21) Павел возложением рук исцеляет на острове отца начальника Поплия, страдавшего от дизентерии; врачует и многих других больных.

Путешествия святого апостола Павла

Начал Павел путешествие из Дамаска и пришел в Иерусалим; отсюда отправился в Тарс, а из Тарса в Антиохию и потом снова в Иерусалим, и снова, во второй раз, в Антиохию; отсюда, будучи определен вместе с Варнавою на дело апостольства, прибыл в Селевкию, потом на Кипр, где и начал называться Павлом; далее отправился в Пергию, потом – в Антиохию Писидийскую, в Иконию, в Листру, в Дервию и Ликаонию, потом – в Памфилию, потом снова в Пергию, затем в Атталию, потом снова, в третий раз, в Антиохию Сирийскую, в третий раз – в Иерусалим по поводу обрезания, далее снова, в четвертый раз, прибыл в Антиохию, потом снова, вторично, в Дервию и Листру, затем во Фригию и страну Галатийскую, потом – в Мизию, потом – в Троаду и оттуда в Неаполь, далее – в Филиппы, город Македонский; потом, пройдя Амфиполь и Аполлонию, пришел в Фессалонику, потом – в Берию, в Афины, в Коринф, в Ефес, в Кесарию, потом, во второй раз, в Антиохию Писидийскую, потом в страну Галатийскую и во Фригию, потом снова, во второй раз, в Ефес; затем, пройдя Македонию, снова, во второй раз, прибыл в Филиппы и из Филипп – снова в Троаду, где и воскресил упавшего Евтиха.Потом прибыл в Ассон, потом – в Митилену; потом пристал к берегу против Хия; затем прибыл в Самос и оттуда в Мелит, куда призвал ефесских пресвитеров и беседовал с ними; потом отправился в Кон (Коос), потом – в Родос, отсюда – в Патару, потом – в Тир, в Птолемаиду и отсюда в Кесарию, откуда снова, в четвертый раз, возвратился в Иерусалим.Из Иерусалима послан был в Кесарию и, наконец, быв отправлен узником в Рим, прибыл таким образом из Кесарии в Сидон, потом – в Миры Ликийские, потом – в Книд и отсюда, после многих лишений, прибыл на остров, на котором его ужалила ехидна; потом направился в Сиракузы, затем – в Ригию Калабрийскую, потом в Потиолы и отсюда уже пешком пришел в Рим. Здесь, у Аппиева торжища и трех корчемниц, встретили его верующие. Прибыв таким образом в Рим, он учил здесь достаточное время и, наконец, в самом же Риме принял мученическую после доброго подвига, которым подвизался здесь. Римляне же на останках его воздвигли прекрасное здание и базилику, ежегодно празднуя день памяти его в третий день перед июльскими календами. И прежде этот блаженный муж много преподал советов относительно честности жизни и добродетели, дал также много и практических наставлений; притом же, что особенно важно, в своих четырнадцати посланиях он изложил все правила жизни человека.

Главные предметы книги Деяний святых апостолов

Об учении Христовом после воскресения, о явлении Его ученикам и обетовании им дара Духа Святаго, о виде и образе вознесения Господа и о славном втором Его пришествии. Речь Петра к ученикам о смерти и отвержении Иуды предателя. О Божественном сошествии Святаго Духа на верующих в день Пятидесятницы. Об исцелении именем Христовым хромого от рождения; сделанное по этому поводу Петром благосклонное, увещательное и располагающее к спасению назидание. О единодушном и всецелом общении верующих. О том, как заключенных в темницу апостолов вывел из нее ночью Ангел Божий, заповедав им проповедовать невозбранно Иисуса. Об избрании и посвящении семи диаконов. Восстание и клеветы иудеев против Стефана; его речь о завете Бога с Авраамом и о двенадцати патриархах. О гонении на и о смерти Стефана. Об уверовавшем и крестившемся со многими другими волхве Симоне. О том, что дар Духа Святаго сообщается не за серебро и не лицемерам, но верующим по вере их. О том, что ущедряет спасение людям добрым и верным, как это видно из примера евнуха. О Божественном с неба призвании Павла на дело апостольства Христова. О расслабленном Енее, исцеленном в Лидде Петром. О том, как явился Корнилию Ангел и как снова было с неба воззвание Петру. О том, как Петр, осуждаемый апостолами за общение с необрезанными, рассказывает им по порядку все, что случилось, и как тогда же посылает Варнаву к братиям, бывшим в Антиохии. Пророчество Агава о голоде, имевшем быть по всей вселенной, и помощь, оказанная антиохийскими верующими братиям в Иудее. Убиение апостола Иакова здесь же о наказании стражей и о горькой и гибельной смерти нечестивого Ирода. О Варнаве и Савле, посланных Божественным Духом в Кипр, и о том, что сделали они именем Христовым с волхвом Елимою. Богатое назидание Павлове о Христе на основании закона и пророков, с историческими и евангельскими характеристиками. О том, как, проповедуя Христа в Иконии, апостолы были изгнаны оттуда после того, как многие уверовали. Об исцелении апостолами в Листре хромого от рождения; вследствие чего они приняты были жителями за сошедших к ним богов; Павла побивают камнями. О том, что не должно обрезывать обращавшихся язычников; рассуждения и постановление апостолов. О наставлении Тимофея и об откровении Павлу отправиться в Македонию. О возмущении, происшедшем в Фессалонике вследствие евангельской проповеди , и о бегстве Павла в Берию и оттуда – в Афины. О надписи на жертвеннике в Афинах и о мудрой проповеди Павла. Об Акиле и Прискилле, о скором уверовании коринфян и о бывшем по предведению благоволении Божием к ним, что сообщено было Павлу чрез откровение. О крещении уверовавших в Ефесе, о сообщении им дара Духа Святаго по молитве Павла и о совершенных Павлом исцелениях. О смерти и воззвании к жизни Евтиха молитвой Павла в Троаде; пастырское увещание пресвитерам ефесским. Пророчество Агава о том, что имеет случиться с Павлом в Иерусалиме. Иаков увещевает Павла не запрещать евреям обрезываться. О возбужденном в Иерусалиме возмущении против Павла и о том, как тысяченачальник отнял его из рук толпы. О том, что перенес Павел, явившись в синедрион, что говорил и что сделал. О злодеяниях, какие замышляли иудеи против Павла, и об их доносе на него Лисию. Об обвинении Павла Тертиллом перед игемоном и об его оправдании. О преемнике Феликса Фисте и образе действий последнего. Прибытие Агриппы и Вереники и сообщение им сведений о Павле. Исполненное весьма многих и весьма великих опасностей морское путешествие Павла в Рим. О том, как Павел прибыл в Рим из Мелита. О беседе Павла с иудеями, бывшими в Риме.

Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, предуведомление к Деяниям святых апостолов

Многим, а не одному кому-нибудь, не были известны ни сама книга, ни тот, кто составил и написал ее. Посему я признал необходимым приняться за это толкование с целью и научить незнающих, и не допустить, чтобы такое сокровище было неизвестно и скрывалось под спудом, потому что не меньше, чем сами Евангелия, может доставить нам пользы проникновение таким любомудрием и таким правым учением и особенно тем, что совершено Духом Святым. Итак, не будем опускать из внимания этой книги, напротив, со всевозможным тщанием изучим ее, потому что в ней можно видеть исполнившимися на самом деле те предсказания Христовы, какие заключаются в Евангелиях; в ней можно видеть также истину, блистающую в самих делах, и большую перемену к лучшему в учениках, произведенную над ними Духом Святым. В ней можно найти , которые никем не были бы так ясно понимаемы, если бы не было этой книги; без нее сущность нашего спасения осталась бы сокровенной и некоторые из догматов учения и из правил жизни остались бы неизвестными. Но большую часть содержания этой книги составляют деяния апостола Павла, более всех потрудившегося. Причиной этого было и то, что писатель этой книги, блаженный Лука, был учеником Павла. Его любовь к учителю видна и из многого другого но в особенности из того, что он неотлучно был при своем учителе и постоянно следовал за ним, тогда как Димас и Гермоген оставили его: один отправился в Галатию, другой – в Далматию. Послушай, что говорит о Луке сам Павел: «Один Лука со мною» (); и, в Послании к Коринфянам, говорит о нем: «Послали… брата, во всех церквах похваляемого за благовествование» (); также, когда говорит, что «явился Кифе, потом двенадцати; напоминаю… Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли» (), разумеет его Евангелие; так что никто не погрешит, если этот труд Луки (книгу Деяний святых апостолов) будет относить к Нему; говоря «к Нему», я разумею Христа. Если же кто скажет: «Почему же Лука, находясь при Павле до конца жизни, описал не все?» – то мы ответим, что для ревнующих достаточно было и этого, что он всегда останавливался на том, что особенно нужно, и что преимущественная забота апостолов заключалась не в писании книг, так как многое передали они и без писания. Но все, что содержится в этой книге, достойно удивления, особенно же приспособительность апостолов, которую Дух Святый внушил им, приготовляя их к делу домостроительства. Поэтому, рассказывая о Христе так много, они немного говорили об Его Божестве, а более об Его вочеловечении, Его страданиях, воскресении и вознесении. Ибо цель, к которой они стремились, заключалась в том, чтобы заставить слушателей уверовать, что Он воскрес и вознесся на небеса. Как Сам Христос более всего старался доказать, что Он от Отца пришел, так и Павел более всего старался доказать, что Христос воскрес, вознесся, отошел к Отцу и от Него приходил. Ибо если прежде иудеи не поверили тому, что Он от Отца пришел, то гораздо более невероятным казалось им все учение Христово после того, как к нему прибавилось сказание о воскресении и вознесении Его на небеса. Поэтому Павел незаметно, мало-помалу, доводит их до понимания более возвышенных истин; а в Афинах Павел называет Христа даже просто человеком, не прибавив более ничего, и это не без цели, потому что если Самого Христа, когда Он говорил о Своем равенстве со Отцом, часто покушались побить камнями и называли за это хулителем Бога, то с трудом могли принять учение это от рыбаков, и притом после распятия Его на кресте. И что говорить об иудеях, когда и сами ученики Христовы, слушая учение о предметах более возвышенных, смущались и соблазнялись? Поэтому Христос и говорил: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (). Если же они не могли "вместить" , они, которые были с Ним столько времени, которые посвящены были в столь многие тайны и видели столько чудес, то каким образом язычники, отказавшись от жертвенников, от идолов, от жертв, от кошек и крокодилов (потому что в этом состояла языческая религия) и от других нечестивых обрядов, вдруг могли принять возвышенное слово о догматах христианских? Каким образом и иудеи, ежедневно читавшие и слышавшие следующее изречение из закона: «Слушай, Израиль: Господь наш, Господь един есть» (), Я и нет Бога, кроме Меня» (), и при этом видевшие Христа распятым на кресте, а главное – распявшие Его и положившие во гроб и не видевшие Его воскресения, – каким образом эти люди, слыша, что этот самый муж есть и равен Отцу, могли не смутиться и не отпасть совершенно, и притом скорее и легче всех? Поэтому апостолы постепенно и незаметно подготовляют их и являют большое искусство приспосабливаться, а сами получают более обильную благодать Духа и именем Христовым творят большие чудеса, чем какие совершены Самим Христом, чтобы тем и другим способом поднять их, распростертых на земле, и пробудить в них веру в слово о воскресении. И потому книга эта есть по преимуществу доказательство воскресения, потому что по уверовании в воскресение удобно воспринималось и все остальное. И всякий, основательно изучивший эту книгу, скажет, что по преимуществу в этом заключается ее содержание и вся ее цель. Выслушаем же сперва самое начало ее.

А давайте изучим «Толкование Феофилакта Болгарского на Святое Евангелие»! Это весьма интересный труд. Его автором является архиепископ Охрида Феофилакт Болгарский. Он был крупным византийским писателем и богословом, толкователем Писания Священного. Жил в конце XI - начале XII века в болгарской византийской провинции (ныне Республика Македония).

Феофилакта Болгарского часто называли блаженным, хотя он и не относился к публично признанным святым Православной церкви. Необходимо отметить, что славянские и греческие авторы и издатели частенько именуют его святителем и приравнивают к церковным отцам.

Биография

Биография Феофилакта Болгарского малоизвестна. Некоторые источники сообщают, что родился он после 1050 года (до 1060 года точно) на острове Эвбея, в городе Халкисе.

В константинопольском соборе Святой Софии Феофилакту пожаловали сан диакона: благодаря ему он приблизился ко двору императора Парапинака Михаила VII (1071-1078). Многие считают, что после того как Михаил умер, Феофилакта приставили к его сыну царевичу Константину Дуки воспитателем. Ведь у четырёхлетнего сироты, а теперь именно этот статус имел наследник, осталась лишь мать - императрица Мария, покровительница Феофилакта Болгарского. Кстати, именно она побудила его к написанию лучших вещей.

Необходимо отметить, что подъём письменной деятельности Феофилакта, переписка из Болгарии с большим количеством выдающихся людей, его отправка в Болгарию архиепископом Охрида относятся именно к периоду правления Комнина Алексея (1081-1118). Изгнание Феофилакта из столицы, куда он безуспешно рвался, вероятно, связано с опалой семейства самодержца Михаила.

Никто не знает, сколько времени блаженный Феофилакт оставался в Болгарии и когда преставился. Его некоторые письма датированы началом XII века. В тот период, когда он находился при дворе государыни Марии, но не ранее 1088-1089 года, евангелист создал «Царское наставление». Это бесподобное произведение, весьма авторитетное в литературной среде, было специально предназначено для его ученика, царевича Константина. А в 1092 году он начертал императору Алексею Комнину весьма напыщенный панегирик.

Творения

Известно, что наиболее важным для истории памятником литературного творчества Феофилакта считается его переписка. Уцелело 137 писем, которые он отправлял высшим светским и духовным лицам империи. В этих посланиях блаженный Феофилакт Болгарский жаловался на свою судьбу. Он был утончённым византийцем и с превеликим отвращением относился к варварам, к своей славянской пастве, «пахнущей овчиной».

Необходимо отметить, что сообщения о народных восстаниях, постоянно возникавших перед появлением второго болгарского царства, а также появлявшихся время от времени армиях крестоносцев, возвышают множество писем Феофилакта на уровень выдающегося исторического источника. Данные об управлении царством и о бесчисленных деятелях эпохи Комнина Алексея также важны.

Пиком творческого пути Феофилакта являются толкование Нового Завета и Ветхого. Это книги Священного Писания. Наиболее оригинальным трудом в этой области, конечно же, называют разъяснения на Евангелие, преимущественно на Святого Матфея. Интересно, что автор базирует здесь свои доводы на разнородных толкованиях на колоссальное количество отдельных эпизодов Священного Писания.

Вообще, Феофилакт часто допускает иносказательные местами даже проскальзывают умеренные дебаты с ересями. Феофилакт Болгарский толкование на апостольские деяния и на послания большей частью оставлял в комментариях, но нынешние тексты буквально списаны с малоизвестных источников IX века и X века. Именно он является сочинителем полного жития блаженного Климента Охридского.

Огромнейшее значение имеет его полемическая книга против латинян, написанная в духе примирения, и слово о пятнадцати мучениках, пострадавших при Юлиане в Тивериуполе (Струмице).

Интересный факт: в Patrologia Graeca писания евангелиста размещены с 123-го по 126-й том включительно.

Толкование на Евангелие от Матфея

Итак, написал Феофилакт чудесное толкование Евангелия от Матфея, а мы сейчас постараемся наиболее подробно рассмотреть этот труд. Он утверждал, что все святые мужи, проживавшие до закона, получали знания не из книг и писаний. Это весьма удивительно, но в его сочинении указано, что они воспитывались освещением Всесвятого Духа и лишь так познавали Божию волю: сам Бог вёл беседы с ними. Такими он представлял Ноя, Авраама, Иакова, Исаака, Иова и Моисея.

Немного погодя люди испортились и стали недостойны научения и просвещения от Святого Духа. Но Бог человеколюбив, он им дал писание, чтобы хоть благодаря ему помнили волю Его. Феофилакт пишет, что и Христос сперва лично вёл беседы с апостолами, а затем послал им в наставники благословение Святого Духа. Конечно же, Господь ожидал, что с течением времени появятся ереси и людские нравы испортятся, поэтому он благоволил, чтоб были написаны оба Евангелия. Ведь таким образом мы, черпая из них истину, не увлечёмся еретической ложью и наши нравы совершенно не испортятся.

И конечно же, толкование Евангелия от Матфея является весьма душеполезным трудом. Изучая Книгу родства (Мф.1:1), Феофилакт задавался вопросом, почему же блаженный Матфей не произнёс, подобно пророкам, слово «видение» или «слово»? Ведь они всегда отмечали: «Видение, которым любовался Исайя» (Ис.1:1) или «Слово, которое было… к Исайи» (Ис. 2:1). Вы желаете выяснить этот вопрос? Да просто провидцы обращались к непокорным и жестокосердым. Лишь поэтому они рассказывали, что это Божественное видение и глас Божий, чтобы народ испугался и не пренебрёг тем, что они ему говорили.

Феофилакт отмечает, что Матфей говорил с благомыслящими, верными и послушными, и поэтому ничего подобного не сказал предварительно пророкам. Он пишет, что то, что созерцали пророки, они видели умом, смотря на это чрез Духа Святого. Лишь поэтому они говорили, что это видение.

Матфей же не умом созерцал Христа, но морально с Ним пребывал и чувственно слушал Его, наблюдая Его во плоти. Феофилакт пишет, что лишь поэтому он не говорил: «видение, которое я наблюдал», или «созерцание», но произнёс: «Книга родства».

А Христами («Христос» обозначает по-гречески «помазанный») именовались первосвященники и властелины, ибо они помазывались елеем святым: он лился из рога, который прикладывали к их голове. Вообще, господь именуется Христом и как Архиерей, ибо он сам пожертвовал Собой, как Царь, и водворился против греха. Феофилакт пишет, что Он помазан настоящим елеем, Святым Духом. Кроме того, Он помазан прежде других, ибо кто иной обладал Духом так, как Господь? Необходимо отметить, что в святых действовало благословение Духа Святого. Во Христе же функционировала следующая сила: Сам Христос и Единосущный Ему Дух вместе вершили чудеса.

Давид

Далее Феофилакт сообщает, что как только Матфей проговорил «Иисуса», он добавил «Давидова Сына» для того, чтобы вы не подумали, что он имеет в виду другого Иисуса. Ведь в те времена жил ещё один выдающийся Иисус, после Моисея второй вождь евреев. Но этого именовали не сыном Давида, а сыном Навина. Он жил намного раньше Давида и родился не из Иудина колена, из которого появился Давид, но из другого.

Почему же Матфей прежде Авраама поставил Давида? Да потому, что Давид был более известен: он жил позже Авраама и слыл великолепным царём. Из правителей он первым богоугодил Господу и получил обетование от него, сообщавшее, что Христос из его семени восстанет, почему Христа и прозвали Сыном Давида.

Давид действительно в себе образ Христа сохранил: как он на место оставленного Господом и возненавиденного Сеула воцарился, так и Христос во плоти пришёл и над нами воцарился после того, как царства Адам лишился и власти, которую над демонами и всем живущим он имел.

Авраам родил Исаака (Мф. 1:2)

Далее Феофилакт толкует, что Авраам был отцом евреев. Именно поэтому евангелист с него начинает родословие. Кроме того, Авраам первый обетование получил: было сказано, что «благословятся все народы от его семени».

Конечно же, приличней было бы начинать родословное древо Христа с него, ибо Христос Авраамовым семенем является, в котором получаем благодать все мы, которые язычниками были и прежде находились под клятвою.

Вообще, Авраам переводится как «отец языков», а Исаак - «смех», «радость». Интересно, что евангелист не пишет о внебрачных потомках Авраама, к примеру, об Измаиле и иных, так как иудеи произошли не от них, а от Исаака. Кстати, Матфей упоминал об Иуде и братьях его потому, что двенадцать колен произошли от них.

Разъяснения на Евангелие от Иоанна

А сейчас рассмотрим, как Феофилакт Болгарский Евангелие от Иоанна толковал. Он писал, что Святого, и как указано (2 Кор. 12:9), и как веруем, свершается в немощи. Но не только в немощи тела, а и красноречия, и разума. В доказательство он привёл в пример, что на брате Христовом и великом богослове показала благодать.

Отец его был рыболовом. Сам Иоанн промышлял так же, как и отец. Он не смог получить не только иудейского и греческого образования, но и вовсе не был учён. Эти сведения сообщает о нём святой Лука в 4:13). Отечество его считалось самым бедным и незнатным - это был посёлок, в котором занимались рыбной ловлей, а не науками. Появился он на свет в Вифсаиде.

Евангелист удивляется, какого, однако, Духа смог получить этот безграмотный, неблагородный, ни в каком отношении не выдающийся человек. Ведь он возвестил о том, чему не обучал нас никто из иных евангелистов.

Необходимо отметить, что так как они благовествуют о воплощении Христа, а о предвечном Его бытии не говорят ничего дельного, появляется опасность, что народ, привязанный к земному и не умеющий мыслить ни о чём высоком, подумает, что Христос Бытие Свое начал лишь после того, как его родила Мария, а не родил его отец прежде веков.

Именно в такое заблуждение впал Самосатский Павел. Именно поэтому достославный Иоанн провозгласил о рождении горнем, упоминая, впрочем, и о рождении Слова. Ибо возвещает: «И стало плотию слово» (Ин.1:14).

Нам открывается ещё одна удивительная ситуация в этом Иоанне-евангелисте. А именно: он единственный, а матерей имеет три: родную Саломию, гром, ибо за безмерный глас в Евангелии он является «сыном громов» (Мк. 3:17), и Богородицу. Почему Богородицу? Да потому что сказано: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19:27).

Было в начале Слово (ин. 1:1)

Итак, изучаем далее толкование Евангелия Феофилакта Болгарского. Что евангелист говорил в предисловии, то повторяет и сейчас: тогда как прочие богословы пространно повествуют о рождении Господа на Земле, его воспитании и возрастании, Иоанн игнорирует эти события, так как его соучениками о них довольно много сказано. Он лишь ведёт речь о Божестве, вочеловечившемся среди нас.

Впрочем, если хорошенько присмотреться, можно увидеть, как те, хоть и не скрыли информацию о Божестве единородного, но упомянули о ней всё-таки немного, так и Иоанн, устремив взор свой к слову Всевышнего, сделал акцент на домостроительстве воплощения. Ибо душами всех руководит один Дух.

Не правда ли, толкование Евангелия Феофилакта Болгарского изучать весьма интересно? Продолжаем далее знакомиться с этим чудесным трудом. О чём нам говорит Иоанн? Он рассказывает нам о Сыне и об Отце. Он указывает на бесконечное существование Единородного, когда утверждает: «Было Слово в начале», то есть от начала было. Ибо что произошло от начала, у того, конечно же, не появится время, когда бы не находилось оно.

«Откуда, - спросят некоторые, - можно определить, что фраза «в начале было» обозначает то же, что от начала?» Действительно, откуда? Как из самого понимания общего, так и из самого этого богослова. Ибо в одной из своих рукописей он говорит: «о том, что от начала было, что мы… видели» (1 Ин. 1:1).

Толкование Феофилакта Болгарского весьма необычно. Он спрашивает у нас, видим ли мы, как избранник сам себя объясняет? И пишет, что так скажет вопрошающий. Но он понимает это «в начале» так же, как и у Моисея: «Бог сотворил в начале» (Быт. 1:1). Как там фраза «в начале» не даёт понимания, будто бы небо вечно, так и здесь он не хочет определять слово «в начале» так, будто бы Единородный бесконечен. Конечно же, так говорят лишь еретики. На эту сумасшедшую настойчивость нам ничего не остаётся, как сказать: мудрец злобы! Зачем ты умалчиваешь о последующем? Но мы скажем это и против твоей воли!

Вообще толкование Феофилакта Болгарского наводит на различные размышления о бытии. Вот, к примеру, Моисей говорит, что сперва Бог создал небесную и земную твердь, а здесь говорится что в начале «было» Слово. Что же похожего между «сотворил» и «было»? Если бы и тут было написано «Бог в начале сотворил Сына», то евангелист промолчал бы. Но теперь, после того как сказано «в начале было», он делает вывод, что слово от века существует, а не с течением времени получило бытие, как многие пустословят.

Не правда ли, толкование Феофилакта Болгарского является именно тем трудом, которым зачитываешься? Итак, почему же Иоанн не говорил, что «в начале был Сын», но - «Слово»? Евангелист утверждает, что это он говорит из-за слабости слушателей, дабы мы, услышав о Сыне с самого начала, о плотском и страстном рождении не помыслили. Для того Его «Словом» назвал, чтобы ты знал, что как от ума бесстрастно слово рождается, так и Он от отца рождается невозмутимо.

И ещё одно объяснение: назвал его «Словом» потому, что Он сообщил нам о качествах отца, так же как и любое слово объявляет расположение духа. А вместе для того, чтобы мы увидели, что Он Отцу совечен. Ибо как невозможно утверждать, что ум очень часто без слова бывает, так и Отец и Бог не может быть без Сына.

Вообще толкование Феофилакта Болгарского показывает, что Иоанн употребил данное выражение потому, что существует множество самых разных слов Божиих, например заповеди, прорицания, как и об ангелах сказано: «силою крепкие, исполняющие волю Его» (Пс. 102:20), то есть Его повеления. Но необходимо отметить, что слово и есть личное существо.

Разъяснения на Послание к Римлянам блаженного апостола Павла

Толкование евангелистом располагает людей к постоянному чтению Священных Писаний. Это приводит к познанию их, ибо не может лгать Тот, Кто говорит: ищите и найдёте, стучите, и отворят вам (Мф. 7:7). Благодаря этому мы и соприкасаемся с тайнами посланий блаженного апостола Павла, только нужно читать эти послания тщательно и постоянно.

Известно, что всех превзошёл словом учения апостол сей. Это правильно, ведь он более всех поработал и приобрёл щедрое благословение Духа. Кстати, это можно увидеть не только из его посланий, но и из апостольских Деяний, где говорится, что за идеальное слово неверующие прозвали его Гермесом (Деян. 14:12).

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского раскрывает нам следующие нюансы: первым нам предлагается Послание к Римлянам не потому, что думают, будто его написали прежде иных сообщений. Так, прежде Писем к Римлянам были созданы обе весточки к Коринфянам, а прежде них записано Послание к Фессалоникийцам, в котором блаженный Павел с восхвалениями указывает им на милостыню, посланную в Иерусалим (1 Фес. 4:9 - 10; ср. 2 Кор. 9:2).

Кроме того, прежде письма к римлянам начертано ещё и послание к Галатам. Несмотря на это, толкование Святого Евангелия нам говорит, что Послание к Римлянам из прочих посланий создано самым первым. Почему же оно находится на первом месте? Да потому, что в Божественном писании не нужен порядок хронологический. Так и двенадцать прорицателей, если перечислять их в том порядке, в каком они размещены в священных книгах, не следуют друг за другом по времени, но разделены колоссальной дистанцией.

А пишет к римлянам Павел лишь потому, что он нёс долг прохождения священного Христова служения. Кроме того, римляне считались предстоятелями мироздания, ибо кто приносит голове пользу, тот благотворно влияет и на остальное тело.

Павел (Рим. 1:1)

Многие благовестник Феофилакта Болгарскоговоспринимают как жизненный путеводитель. Он действительно является весьма ценным трудом. Кстати, он рассказывает, что ни Моисей, ни евангелисты, ни после него кто-либо не писали свои имена перед собственными сочинениями, а апостол Павел указывает своё имя перед каждым своим посланием. Данный нюанс имеет место потому, что большинство писало для живших вместе с ними, а он сообщения посылал издалека и по обычаю совершал правило отличительных качеств посланий.

Необходимо отметить, что в Послании к Евреям он этого не делает. Ведь они ненавидели его, а поэтому, чтобы услышав его имя не прекратили внимать ему, утаивает своё имя с самого начала.

Для чего же он из Савла переименовал себя в Павла? Для того чтобы ему не быть ниже верховного из апостолов, наименованного Кифой, что означает "камень", или сыновей Заведея, названных Воанергес, то есть сынами грома.

Раб

Что такое рабство? Оно имеет несколько видов. Есть рабство по сотворению, о котором пишется (Пс. 118:91). Есть рабство через веру, о котором говорят: «стали воспринимать тот образ учения, которому себя посвятили» (Рим. 6:17). Ещё существует рабство по образу бытия: с этой позиции Моисей назван Павел является «рабом» во всех этих видах.

Надеемся, данная статья ознакомила вас со знаменитым трудом Феофилакта и поможет в дальнейшем, более глубоком изучении его писаний.

Муж же некий Ананиа именем, с Сапфирою женою своею, продаде село: И утаи от цены, сведущей и жене его, и принес часть некую, пред ногами апостол положи. Рече же Петр: Анание, почто исполни сатана сердце твое, солгати Духу Святому, и утаити от цены села? Сущее тебе не твое ли бе, и проданое, не в твоей ли власти бяше? что яко положил еси в сердце твоем вещь сию? не человеком солгал еси, но Богу. Слышав же Ананиа словеса сия, пад издше: и бысть страх велик на всех слышащих сия. Вставше же юношы взяша его, и изнесше погребоша.


(Иосиа же) ... Мне кажется, это не то лицо, которое упоминается вместе с Матфием (Деян.1:23); потому что тот называется и Иустом, а этот Варнавою, что значит: сын утешения . Кажется также мне, что этот последний получил такое название за свою добродетель. Каким же образом он был и левитом и кипрянином? Это потому, что закон был уже нарушаем, и левиты переселялись в чужие страны и там извлекали себе выгоды. Но намереваясь повествовать о том, что случилось с Ананией и Сапфирой, и желая показать, что они согрешили, он (писатель) сперва упоминает о человеке, поступившем по правде. Несмотря на такое множество лиц, которые поступали так (то есть, продавали имущество и деньги отдавали апостолам), несмотря на столь великие знамения и на такое обилие благодати, Анания из всего этого не вынес никакого назидания и навлек на себя погибель. Но удивительно то, что прегрешение было по соглашению (с женою), и никто другой не был очевидцем продажи. Вот откуда у этого несчастного возникла мысль поступить так, как он поступил. Некоторые говорят, что если сатана исполнил сердце Анании, то за что же он понес наказание? За то, что он сам был виновником (того, что сатана исполнил сердце его); так как он сам подготовил себя к принятию действия сатаны и к исполнению себя его силою. Сущее тебе, не твое ли бе? То, что верующие сносили стяжания свои апостолам, неужели было вследствие насилия? Неужели мы привлекаем вас против вашей воли? Что яко положил еси в сердце твоем вещь сию? Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что он (Петр) узнал то, что совершено было тайно, другое - в том, что он определил мысленное настроение (Анании), и третье - в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению. Многие из нечестивых, выставляя на вид то, что случилось с Ананией и Сапфирою, присуждают верховного из апостолов к смерти. Но обвинение касается не Петра, а скорее Духа Святого, произнесшего на них справедливый приговор: потому что Петр только изобличил их во лжи, а жизни лишил их обоих, как одинаково согрешивших, имеющий власть над жизнию и смертию Дух Святый. То же нужно сказать и о Сапфире; потому что не Петр убил ее; но так как прегрешение было делом обоих, то Судия одинаково наказал того и другую. Поэтому-то Петр, как знавший об этом и всегда вещавший Духом Святым, и изрек этот, принятый им от того же Духа, глас.


Бысть же яко трем часом минувшым, и жена его не ведущи бывшаго вниде. Отвещав же ей Петр: рцы ми, аще на толице село отдаста? она же рече: ей на толице. Петр же рече к ней: что яко согласистася искусити Духа Господня? се ноги погребших мужа твоего, при дверех, и изнесут тя. Паде же абие пред ногама его, и издше: вшедше же юношы обретоша ю мертву, и изнесше погребоша близ мужа ея. И бысть страх велик на всей церкви и на всех слышащих сия.


Трем часом минувшым . Прошло три часа, и жена не узнала (о том, что случилось с мужем), и никто из присутствовавших не сказал ей; потому что боялись. Итак, удивляясь этому, писатель изложил то и другое, то есть, и то, что прошло три часа, и то, что она вошла, не зная о том, что случилось. Заметь: Петр не зовет ее, но скорее выжидает, чтобы она вошла, когда захочет, давая ей время добровольно одуматься. Что же касается того, что никто не осмелился сказать ей о случившемся, так это произошло из страха к учителю и из послушания ему. Рцы ми, аще на толице село отдаста? Он (Петр) хотел спасти ее; потому что муж был зачинщиком греха. Поэтому-то он и дает ей время оправдаться и раскаяться, говоря: рцы ми, аще на толице ... Быть может, скажет кто-нибудь, что Петр поступил с ними жестоко; но какая тут жестокость? Если был побит камнями собиравший вопреки закону дрова, то много более (должен быть наказан) святотатец; потому что деньги эти были священны. Почему она упала у ног Петровых? Потому, что стояла близ него. А стояла она близ него для того, чтобы, если пожелает раскаяться и исповедать свое прегрешение, могла исполнить это, не стыдясь посторонних, которые в противном случае слышали бы ее исповедь. Обретоша ю мертву, и изнесше погребоша ... Смотри: более не остерегаются уже, в силу закона, касаться нечистых предметов, а прямо и без всякой осторожности касались мертвых. Обрати внимание и на то, что среди своих апостолы строги, а среди чужих удерживаются от наказаний; то и другое естественно. Последнее (нужно было) для того, чтобы не подумали, что они страхом наказания принуждают людей, против их желания, обращаться к истинной вере; а первое - для того, чтобы обратившимся уже к вере и удостоившимся (небесного) учения и духовной благодати не позволить стать людьми презренными и святотатцами, и в особенности в начале; потому что это послужило бы поводом к поношению их проповеди. И бысть страх велик на всей церкви . Те (Анания и Сапфира) были наказаны, а другим послужило это на пользу. Прежде хотя и были знамения, но не было такого страха. Итакистинно, что Господь познается, суды творя.


Руками же апостолскими быша знамения и чудеса в людех многа: и бяху единодушно вси в притворе Соломони. От прочих же никтоже смеяше прилеплятися им, но величаху их людие. Паче же прилагахуся верующии Господеви, множество мужей же и жен: Яко и на стогны износити недужныя, и полагати на постелях и на одрех, да грядущу Петру поне сень его осенит некоего от них. Схождашеся же и множество от окрестных градов во Иерусалим, приносяще недужныя и страждущыя от дух нечистых, иже исцелевахуся вси.


С того времени, как начали бояться их (апостолов), Петр и прочие апостолы творили больше чудес. Бяху в притворе Соломони . Пребывали уже не в доме, но в храме. Так как писатель сказал: в притворе Соломони, то, чтобы ты не удивлялся, каким образом дозволяла это толпа, он говорит, что никтоже смеяше прилеплятися им, но величаху апостолов людие, то есть, народ иудейский. Яко и на стогны износити недужныя . При Христе не было того, чтобы больные получали исцеления на стогнах и от тени. Никтоже смеяше прилеплятися (прикасаться). Каким же образом совершается в этом случае исцеление? Это было делом Того, кто сказал: веруяй в Мя дела, яже Аз творю, и той сотворит и больша сих сотворит (Ин.14:12). Со всех сторон возрастало удивление апостолам: и со стороны уверовавших, и со стороны исцеленных, и со стороны наказанных, и со стороны дерзновения их во время проповеди, и со стороны добродетельной и безукоризненной жизни. Да, это удивление проистекало не только из чудес, но и потому, что самая жизнь и добродетели этих мужей были великие и поистине апостольские.


Востав же архиерей и вси, иже с ним, сущая ересь саддукейская, исполнишася зависти, И возложиша руки своя на апостолы, и послаша их в соблюдение общее. Ангел же Господень нощию отверзе двери темницы, извед же их рече: Идите, и ставше глаголите в церкви людем вся глаголы жизни сея. Слышавше же внидоша по утренице в церковь, и учаху: пришед же архиерей и иже с ним, созваша собор и вся старцы от сынов исраилевых, и послаша во узилище, привести их. Слуги же шедше не обретоша их в темнице: возвращшежеся возвестиша, Глаголюще, яко темницу убо обретохом заключену со всяким утверждением, и блюстители стоящыя пред дверми: отверзше же, внутрь ни единаго обретохом. Якоже слышаша словеса сия архиерей же и воевода церковный и первосвященницы, недоумевахуся о них, что убо будет сие. Пришед же некто возвести им, глаголя, яко се мужие, ихже всадисте в темницу, суть в церкви стояще и учаще люди.


Что значит: востав? Это значит, что он был возбужден, взволнован тем, что говорили. Теперь нападают на апостолов с большим ожесточением, но не тотчас начинают судить их, думая, что общественная стража сильнее поразит их. Посмотри пожалуйста, как слагается жизнь апостолов. Сначала - печаль по причине вознесения Христова, потом - радость по причине сошествия Святого Духа; снова - печаль от людей, ругавшихся над ними, и снова радость - от (умножения) верующих и от знамения (чуда); далее - опять печаль вследствие заключения (Петра и Иоанна Деян.4:3), и опять - радость вследствие оправдания; наконец теперь от блеска и знамений - радость, а от архиерея и от тех, что схватили их, - печаль. Да, их жизнь, можно сказать, такова, какова жизнь всех, живущих по Бозе. Ангел же Господень нощию отверзе двери темницы . Ангел вывел их и на радость им и на пользу иудеев.


Тогда шед воевода со слугами, приведе их, не с нуждею: бояхуся бо людей, да не камением побиют их. Приведше же их поставиша на сонмищи: и вопроси их архиерей, глаголя: Не запрещением ли запретихом вам не учити о имени сем? и се исполнисте Иерусалим учением вашим, и хощете навести на ны кровь человека сего. Отвещав же Петр и апостоли реша: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком. Бог отец наших воздвиже Иисуса, егоже вы убисте повесивше на древе. Сего Бог началника и Спаса возвыси десницею своею, дати покаяние Исраилеви и оставление грехов. И мы есмы того свидетели глагол сих, и Дух Святый, егоже даде Бог повинующымся ему.


После этого следовало бояться Бога, охранявшего апостолов, как птенцов от рук их. И двойное укрепление темницы, то есть, и печать и люди, и вообще все достаточно было, чтобы убедить, что случившееся было действием силы Божественной. А они говорят: не запрещением ли запретихом?... Что же, если вы и запретили? Вот если бы и они (апостолы) согласились тогда с вами и решили повиноваться вам, то теперешние ваши требования были бы справедливы; если же они сказали тогда, что не будут повиноваться, то какой смысл в ваших теперешних требованиях? И хощете навести на ны кровь человека сего . И теперь думают еще, что Он (Христос) простой человек. Говорят же так, желая показать этим, что запрещение было необходимо для них, и что они распорядились так, щадя свою жизнь; а скорее говорили это для того, чтобы раздражить против них толпу. Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком . Без жестокости отвечают апостолы как потому, что они были учителями, так и потому, что не гневались на иудеев, но сожалели об них и имели в виду то, как бы освободить их от обольщения и гордости. И мы есмы того свидетели глагол сих . Каких? тех, которыми заповедал (Господь) отпущение (т. е. грехов) и покаяние. О воскресении более не было уже речи. А что дарует Он (Господь) отпущение, тому свидетели и мы и Дух Святый, который никак не сошел бы, если бы прежде не были отпущены грехи. И смотри, как к упоминанию о злодеянии апостолы присовокупляют слово об отпущении (грехов), показывая, что поступки их заслуживали смерти, а то, что они получили, получали как от благодетеля. Что же касается выражения: сего Бог началника и Спаса возвыси, так они употребили его, приписывая все Отцу, чтобы не подумали, что Сын чужд Отца. Но почему о том, что апостолы вышли из темницы, узнали (архиерей и прочие) не тотчас? Это для того, чтобы, оставаясь некоторое время в недоумении, они (легче) могли понять и уразуметь, что это было действием силы Божественной. И Дух Святый, егоже даде Бог повинующымся ему . Не сказали: Дух Святый, которого Бог дал нам, но котораго Бог даде повинующымся, вместе и выказывая смирение и открывая великие истины, а кроме того и объявляя, что и сами они (иудеи) могли получить (Духа); потому что для того именно и допускал Бог то, что апостолы были водимы в судилище, чтобы и иудеи поучались и сами апостолы приобретали более дерзновения и все вообще получали назидание.


Они же слышавше распыхахуся, и совещаша убити их. Востав же некий на сонмищи фарисей, именем Гамалиил, законоучитель честен всем людем, повеле вне мало что апостолом уступити: Рече же к ним: мужие исраилтяне, внимайте себе о человецех сих, что хощете сотворити. Пред сими бо денми воста Февда, глаголя быти велика некоего себе, емуже прилепишася числом мужей яко четыреста: иже убиен бысть, и вси елицы повинушася ему, разыдошася и быша нивочтоже.


Другие, слушая (апостолов), смущались, а они (архиерей и бывшие с ним) распыхахуся и совещаша убити их . Что же касается Гамалиила, так это был ученик Павла; и достойно удивления, как он, будучи законоучителем и человеком по уму рассудительным, не уверовал еще до сих пор. Это потому, что и Павел еще не уверовал. Внимайте себе о человецех сих, что хощете сотворити . Обрати внимание на мудрую приспособительность речи, - на то, как он (Гамалиил) тотчас поверг их в страх, и чтобы не подать подозрения, что он разделяет их (апостолов) мысли, беседует с ними (с иудеями) как с людьми одних убеждений и не особенно резко выражается, а говорит следующими словами: внимайте себе, что хощете сотворити. Пред сими бо денми ... Приводит два примера и упоминает не о древних, но о последних событиях; потому что эти последние сильнее в деле убеждения. Поэтому, указывая на них, и Гамалиил говорил: пред сими денми . Зная и другие примеры, он удовольствовался этими двумя (т. е. примером Февды и Иуды галилеянина, Деян.5:37); потому что при двою свидетелех станет всяк глагол . Не сказал, кем были убиты; но говорит, что все разошлись. О Февде упоминает и Иосиф в девятнадцатой книге древностей, как говорит Евсевий в четвертой книге церковной истории; вот слова последнего: во время наместничества в Иудее, Фада, один лжеучитель, по имени Февда, убеждал народ взять стяжания и следовать за ним к реке Иордану; говорил, что он- пророк, и утверждал, что рассечет реку и сделает ее удобопроходимою, и многих обольстил. Впрочем Фад не допустил, чтобы они осуществили свою неразумную мысль, но послал отряд конницы, который многих из них избил и многих взял живыми; а самому Февде отрубают голову и приносят в Иерусалим .


Посем воста Иуда галилеанин, во дни написания, и отвлече люди довольны в след себе: и той погибе, и вси, елицы послушаша его, разсыпашася. И ныне глаголю вам: отступите от человек сих, и оставите их: яко аще будет от человек совет сей или дело сие, разорится: Аще ли же от Бога есть, не можете разорити то, да не како и богоборцы обрящетеся. Послушаша же его и призвавше апостолы, бивше запретиша им не глаголати о имени Иисусове, и отпустиша их. Они же убо идяху радующеся от лица собора, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти: По вся же дни в церкви и в домех не престаяху учаще и благовествующе Иисуса Христа.


Во времена Пилата случилось, кажется, восстание галилеян, увлекшихся учением Иуды галилеянина. Учение же Иуды состояло в следующем: он говорил, что господином не следует называть никого, ни ради чести, ни за любомудрие, - что не следует называть так даже царя. И многие из последователей его подверглись жестоким наказаниям за то, что не называли господином Кесаря, и за их учение, что не следует возносить Богу никаких других жертв, кроме установленных в законе Моисеевом. Следуя этому учению, они запрещали приносить жертвы о спасении царя и римского народа. Пилат, естественно, вознегодовал за это на галилеян и приказал, чтобы в то время, когда они будут приносить законные, по их мнению, жертвы, убивали и их самих, так что с приносимыми жертвами смешивалась кровь и приносящих, как это видно и из евангелия от Луки. Отступите от человек сих . Указав на примеры погибших лжеучителей, Гамалиил советует им подумать и о себе, именно: опасайтесь, чтобы среди стараний погубить других самим не погибнуть; потому что тот, кто идет против того, что угодно Богу, - тот губит не противника, а себя. Если от человек дело сие, то какая нужда в ваших домогательствах? А если оно от Бога, то и при всем старании вашем вы не можете разорить его. Не сказал прямо, что дело это от Бога, но не сказал и того, что оно - дело человеческое; потому что если бы сказал, что оно от Бога, то архиерей и иже с ним стали бы возражать; а если бы сказал, что оно - от человек, то предал бы апостолов в их руки. Таким мудрым построением речи Гамалиил принуждает их ждать ее конца. Но смотри: не сказал: если оно не разорится, то оно - от Бога, но (сказал): если оно - от Бога, то не разорится. Послушаша же его ; послушали потому, что он говорил это не при апостолах. Как же они (иудеи) били апостолов, если послушали его? Послушали его в том отношении, что отказались от намерения убить их; потому что они хотели этого и потом покинули это свое желание; но били их, удовлетворяя своему гневу.


ВВЕДЕНИЕ

Книга эта называется "Деяниями апостолов"; потому что содержит в себе деяния (всех) апостолов вместе. А лицо, повествующее об этих деяниях, есть евангелист Лука, написавший и эту книгу. Будучи родом антиохиянин, а по занятиям врач, он сопутствовал прочим апостолам, особенно Павлу, и пишет о том, что знает вполне основательно. Повествует в этой книге также и о том, как вознесся на небо Господь, при явлении ангелов; повествует далее о сошествии Святого Духа на апостолов и на всех, присутствовавших тогда, равно как об избрании Матфия вместо Иуды предателя, об избрании семи диаконов, об обращении Павла и о том, что он потерпел. Кроме сего повествует о том, какие чудеса сотворили апостолы, помощию молитвы и веры во Христа; и о путешествии Павла в Рим. Итак, Лука излагает деяния апостолов и чудеса, совершенные ими. Описываемые же им чудеса следующие: 1) Петр и Иоанн исцеляют именем Господним хромого от рождения, сидевшего при дверях , называемых красными. 2) Петр изобличает Ананию и жену его Сапфиру, утаивших часть из того, что они обещали Богу, и они тотчас умерли. 3) Петр восстановляет расслабленного Енея. 4) Петр в Иоппии молитвою воскрешает умершую Доркаду. 5) Петр видит сходящий с неба сосуд, наполненный животными всякого рода. 6) Петрова тень, падая на немощных, исцеляет их. 7) Петр, содержимый узником в темнице, освобождается ангелом, так что стражи не видят этого; а Ирод, изъеденный червями, испускает дух. 8) Стефан творит знамения и чудеса. 9) Филипп в Самарии изгоняет многих духов, и исцеляет хромых и расслабленных. 10) Павел, приближаясь к Дамаску, видит явление и тотчас становится проповедником Евангелия. 11) Тот же Филипп встречает на пути читающего евнуха и крестит его. 12) Павел в Листре именем Господним исцеляет хромого от рождения. 13) Павел видением призывается в Македонию. 14) Павел в Филиппах исцеляет жену (отроковицу), одержимую духом пытливым. 15) Павел и Сила заключаются в темницу и ноги их закрепляются в колодки; но среди ночи происходит землетрясение и узы их спадают. 16) На немощных и бесноватых возлагали убрусцы с тела Павла, и они исцелялись. 17) Павел в Троаде воскрешает упавшего с окна и умершего Евтиха, говоря: душа его в нем есть. 18) Павел в Кипре осуждает волхва Елиму, и волхв этот становится слепым. 19) Павла и всех бывших с ним на корабле застигает, на пути в Рим, четырнадцатидневная буря. И когда все ожидали смерти, Господь, явившись Павлу, сказал: ради тебя Я дарую им жизнь; и все спаслись. 20) Когда сошел Павел с корабля , его ужалила ехидна, и все думали, что он умрет. А так как он остался невредим, то сочли его за Бога. 21) Павел возложением рук исцеляет на острове (отца) начальника Поплия, страдавшего от дизентерии; врачует многих и других больных.

ПУТЕШЕСТВИЯ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА

Начал (Павел путешествие) с Дамаска и пришел в Иерусалим; отсюда отправился в Тарс, а из Тарса в Антиохию, и потом снова в Иерусалим, и снова во второй раз в Антиохию; отсюда, быв определен вместе с Варнавою на дело апостольства, прибыл в Селевкию, потом в Кипр, где и начал называться Павлом; далее (отправился) в Пергию, потом в Антиохию писидийскую, потом в Иконию, потом в Листру, в Дервию и Ликаонию, потом в Памфилию, потом снова в Пергию, потом в Атталию, потом снова в третий раз в Антиохию сирийскую, потом снова в третий раз в Иерусалим по поводу вопроса об обрезании, далее снова в четвертый раз в Антиохию, потом снова вторично в Дервию и Листру, потом во Фригию и страну галатийскую, потом в Мизию, потом в Троаду и оттуда в Неаполь, потом в Филиппы, город македонский; потом, пройдя Амфиполь и Аполлонию, пришел в Фессалонику, потом в Берию, потом в Афины, потом в Коринф, потом в Ефес, потом в Кесарию, потом во второй раз в Антиохию писидийскую, потом в страну галатийскую и во Фригию, потом снова во второй раз в Ефес; потом, пройдя Македонию, снова во второй раз прибыл в Филиппы и из Филипп снова в Троаду, где и воскресил упавшего Евтиха; потом прибыл в Ассон, потом в Митилену; потом пристал к берегу против Хия; потом прибыл в Самос и оттуда в Милет, куда призвал ефесских пресвитеров и беседовал с ними; потом отправился в Кон (Коос), потом в Родос, отсюда в Патару, потом в Тир, потом в Птолемаиду, и отсюда в Кесарию; откуда снова в четвертый раз возвратился во Иерусалим. Из Иерусалима послан был в Кесарию, и, наконец, быв отправлен узником в Рим, прибыл таким образом из Кесарии в Сидон, потом в Миры ликийские, потом в Книд, и отсюда, после многих лишений, прибыл на остров, на котором его ужалила ехидна, потом в Сиракузы, потом в Ригию калабрийскую, потом в Потиолы, и отсюда уже пешком пришел в Рим. Здесь у Аппиева торжища и трех корчемниц встретили его верующие. Прибыв таким образом в Рим, он учил здесь достаточное время , и наконец в самом же Риме принял мученическую смерть после доброго подвига, которым подвизался здесь. Римляне же на останках его воздвигли прекрасное здание и базилику, ежегодно празднуя день памяти его в третий день пред июльскими календами . И прежде этот блаженный муж много преподал советов относительно честности жизни и добродетели, дал также много и практических наставлений; притом же, что особенно важно, в своих четырнадцати посланиях он изложил все правила жизни человека.

ГЛАВНЫЕ ПРЕДМЕТЫ КНИГИ ДЕЯНИЙ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

Об учении Христовом после воскресения, о явлении Его ученикам и обетовании им дара Духа Святого, о виде и образе вознесения Господа и о славном втором Его пришествии.

Речь Петра к ученикам о смерти и отвержении Иуды предателя.

О божественном сошествии Святого Духа на верующих в день пятьдесятницы.

Об исцелении именем Христовым хромого от рождения; сделанное по этому поводу Петром, благосклонное, увещательное и располагающее к спасению назидание.

О единодушном и всецелом общении верующих.

О том, как заключенных в темницу апостолов вывел из нее ночью ангел Божий, заповедав им проповедовать невозбранно Иисуса.

Об избрании и посвящении семи диаконов.

Восстание и клеветы иудеев против Стефана; его речь о завете Бога с Авраамом и о двенадцати патриархах.

О гонении на Церковь и о смерти Стефана.

Об уверовавшем и крестившемся со многими другими волхве Симоне.

О том, что дар Духа Святого сообщается не за серебро и не лицемерам, но верующим по вере их.

Что Бог ущедряет спасение людям добрым и верным, это видно из примера евнуха.

О Божественном с неба призвании Павла на дело апостольства Христова.

О расслабленном Енее, исцеленном в Лидде Петром.

О том, как явился Корнилию ангел, и как снова было с неба воззвание Петру.

О том, как Петр, осуждаемый апостолами за общение с необрезанными, рассказывает им по порядку все, что случилось, и как тогда же посылает Варнаву к братиям, бывшим в Антиохии.

Пророчество Агава о голоде, имевшем быть по всей вселенной, и помощь (оказанная верующими антиохийскими) братиям в Иудее.

Поделиться