Урок по биологии "строение коры больших полушарий". Конспект урока по биологии на тему "Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий" (8 класс) Просмотр содержимого презентации

По теме:

«Значение коры больших полушарий головного мозга»

Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность.

На то и ум, чтобы обуздать ее нелепости.

У. Шекспир.

Человек рождается, растет, учится, взрослеет; смеется и плачет, любит и ненавидит, решает сложные математические задачи и сочиняет музыку, стихи, живет в реальной жизни, не переставая мечтать. И это все настолько естественно, что мы не задумываемся, где начало начал всех этих процессов. Но наступает пора, когда задаешься вопросом: в чем заключается тайна моего «Я»? В классификации живых существ человеку присвоено почетное наименование Homo sapiens sapiens (человек разумный разумный). Естественно предположить, что наш разум обусловлен особым устройством головного мозга. Ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры головного мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее.

На сегодняшнем уроке мы проникнемся в тайну головного мозга человека, постараемся понять связь функций головного мозга с восприятием окружающего мира.

А пока проверим знания о строении головного мозга.

Почему ранение в область продолговатого мозга смертельно ?

Ответ: В области продолговатого мозга находятся жизненно важные центры: дыхания, кровообращения, пищеварения. Кроме того, проходят дуги защитных рефлексов: мигательного, кашлевого и т. д.

Представьте такую ситуацию: человек хочет взять стакан, но промахивается, после нескольких попыток берет его, но роняет. При попытке писать делает лишние движения. Определите местонахождение опухоли в головном мозге и объясните состояние больного?

Ответ: Опухоль в области мозжечка, т. к. он контролирует координацию движений и соединяет отдельные движения воедино. У больного явные нарушения координации движений.

эволюции головного мозга хордовых.

Какой из отделов головного мозга претерпел наибольшее изменение в процессе эволюции?

(модели головного мозга птицы, рыбы, млекопитающего и пресмыкающегося на столе учителя.)

(Передний мозг).

Что же он из себя теперь представляет у млекопитающих?

(Полушария большого мозга).

А что нового появилось у животных в процессе эволюции? (кора)

Верно это кора, которая впервые появляется у пресмыкающихся (старая), и новая возникает у млекопитающих, увеличиваясь в своих размерах, она приобретает складчатую структуру.

: Кора состоит из серого вещества.

Что это? (Нейрон).

В чем особенность нейронов коры?

(Клетки имеют очень много отростков. Кора состоит из 6 слоев клеток, образуя толщину от 1,3 до 5 мм. Кора отвечает за восприятие всей информации, поступающей в мозг (зрительной, температурной, вкусовой и т. д.) и за управление сложными движениями. С функцией коры связана мыслительная, речевая деятельность, память. Участки коры выполняют различные функции, поэтому они подразделяются на зоны.

Почему же клетки имеют много отростков? Это необходимо для формирования многосторонних связей. А как же это осуществляется?

На этот вопрос мы и постараемся ответить. Итак,

тема нашего урока «»

Вопрос классу:

Каковы особенности головного мозга человека?

(Мозг человека имеет большие размеры и большой вес ).

Но есть животные, у которых мозг больше и тяжелее (У человека велик относительный вес мозга.) Но и в этом отношении мы уступаем некоторым животным, по относительному весу мозга лидируют китообразные. Очень долго ученые полагали, что у человека самая большая поверхность коры мозга, в ней больше извилин, она содержит больше нервных клеток, нервные клетки расположены в ней плотнее. Но выяснилось, что дельфины обогнали нас и по этим показателям. Но, если не размеры и вес, то что же является отличительной особенностью мозга «человека разумного»? Сегодня можно указать на одну уникальную особенность головного мозга животных и человека - он симметричен. Его правая и левая половины построены однотипно как по составу и количеству нейронов, так и по общей структуре. У животных правая и левая половины мозга выполняют и одинаковую работу. У человека же правое и левое полушария мозга выполняют разные функции, они управляют разными видами деятельности , т. е. они функционально асимметричны.

Добавлю, что мозг не чувствует ни боли, ни наслаждения, а является лишь оценщиком – это приятно, а это нет, это хорошо, а то - плохо.

Питается мозг только чистой энергией глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственной работой, тянет к шоколадке): обладая массой всего примерно 2% от веса тела, мозг потребляет 20% кислорода от общего количества, необходимого организму. Его основная задача – потребление и переработка информации. Он принимает 1010 бит, т. е. двоичных единиц, в 1 сек. только зрительной информации. Если лишить его общения и информации, он начнет деградировать, а его масса уменьшится. Вот почему, когда информация неинтересна, люди засыпают. Мозг отключается и когда информация не является новой.

Учебный эксперимент № 1.

Ученикам предлагается вооружиться бумагой и ручкой и выполнить четыре задания теста «Ведущее полушарие». Ответы записать буквой П (правый тип реакции) или Л (левый тип реакции).

Задание 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы.

Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый палец, то это правый тип реакции, отметьте это в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

Задание 2. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом глазе, то тип вашей реакции – правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза – тип реакции – левый.

Итак, мы убедились, что по итогам заданий у всех получились разные варианты ответов, что и следовало ожидать. Это самое простое и прямое доказательство функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При этом правое полушарие, ответственное за творчество, управляет левой стороной тела, а левое полушарие, ответственное за логику, причинные связи и речи, управляет правой стороной тела. Именно поэтому среди гениев столь большое количество левшей, как, например, Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, Микеланджело и Рафаэль, Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, Жанна д, Арк и Бенджамин Франклин, Моцарт и Бетховен, Альберт Эйнштейн и Карел Бах, Чарли Чаплин и Грета Гарбо, Сильвестер Сталлоне и Джулия Робертс, Том Круз и Пол Маккартни и т. д.

Специализация зон коры мозга выражается в том, что каждый участок этих зон можно связать с определенной частью тела. Другими словами, большая часть тела может быть представлена на коре в виде схемы; результатом этого будут два искаженных гомункулуса. Искажения связаны с тем, что отведенная под данную часть тела площадь коры пропорциональна не величине этой части, а необходимой точности управления. У человека очень велики площади моторной и соматосенсорной зон, соответствующие лицу и рукам. Здесь показаны только половины каждой из таких корковых зон: левая соматосенсорная зона (которая получает сигналы преимущественно от правой половины тела) и правая моторная зона (которая осуществляет управление движениями левой половины тела).

Учебный эксперимент

1. определите какие зоны коры будут воспринимать слово ключ. Установите в каком полушарии эта надпись будет опознана (воспринимать слово будут зрительные зоны, опознана надпись в полушариях)

2. определите какие зоны будут воспринимать реальный ключ. У становите в каком полушарии этот предмет будет опознан.

Оба полушария не зависимы друг от друга. Между ними складываются сложные и противоречивые взаимоотношения . С одной стороны, они дружески участвуют в работе головного мозга, дополняя способности каждого, с другой стороны, соперничают, как бы мешая друг другу заниматься своим делом.

Полушария выполняют функцию сотрудничества . Поэт, используя глубокие чувства, образы и метафору, полагается на правое полушарие, а на левое – в поисках слов, чтобы выразить то, что создает правое полушарие.

Картина Аргимбольдо «Садовник».

Посмотрите на нос, губы, щеки? Заметили ли вы что при отыскивании очередного плода изображение портрета пропадает и лицо превращается в натюрморт. Это происходит потому что речевых сигналов которые опознаются левым полушарием перестраивает работу правого: осуществляя поиск предметов и деталей на рисунке.

Специализация зон коры мозга выражается в том, что каждый участок этих зон можно связать с определенной частью тела. Другими словами, большая часть тела может быть представлена на коре в виде схемы; результатом этого будут два искаженных гомункулуса. Искажения связаны с тем, что отведенная под данную часть тела площадь коры пропорциональна не величине этой части, а необходимой точности управления. У человека очень велики площади моторной и соматосенсорной зон, соответствующие лицу и рукам. Здесь показаны только половины каждой из таких корковых зон: левая соматосенсорная зона (которая получает сигналы преимущественно от правой половины тела) и правая моторная зона (которая осуществляет управление движениями левой половины тела). Еще во второй половине XIX в. возникло представление о том, что две половины головного мозга человека различным образом получают, хранят и перерабатывают информацию, поступающую от органов чувств.

(Звучит «Болеро» Равеля).

Автор этого музыкального произведения Морис Равель – известный французский композитор. В возрасте 57 лет он попал в аварию и получил серьезную травму левого полушария мозга. После травмы композитор по-прежнему мог слушать музыку, посещать концерты, критиковать или наслаждаться услышанной музыкой. Но больше так никогда и не смог записывать то, что звучало в его голове. Равель страдал афазией Вернике, был не в состоянии играть на фортепиано, правильно петь, записывать музыку или читать нотную запись. Зона Вернике проходит между зрительным и слуховым центрами мозга. Этот тип афазии описал в 1874 г. немецкий исследователь К. Вернике (С. Wernike), отсюда и получил свое название. Он связан с повреждением другой области коры, находящейся также в левом полушарии, но не в лобной, а в височной доле.. Позднее было установлено, что зона Вернике и зона Брока соединяются группой нервных волокон-дутообразным пучком.

При афазии Вернике речь фонетически и даже грамматически нормальна, но ее значение нарушено. Слова обычно связываются без особого труда и имеют правильные окончания, так что высказывания носят характер правильно построенных предложений. Однако слова нередко оказываются неподходящими, и среди них встречаются бессмысленные слоги и сочетания слогов. Примечательно, что даже в тех случаях, когда отдельные слова правильны, высказывание в целом выражает смысл каким-то обходным путем. Так, больной, которого попросили описать картину, изображающую двух мальчиков, ворующих печенье за спиной у женщины, сообщил: «Матери нет здесь, она делает свою работу, чтобы получить ее лучше, но когда она смотрит, два мальчика смотрят в другое место. Она работает в другой раз».

В 1861 г. знаменитый французский патологоанатом Поль Брока обнаружил, что повреждение заднелобной доли левого полушария головного мозга у человека сопровождается расстройством речи. Он заявил, что мы говорим левым мозгом. Этот участок коры, прилегающий к двигательной зоне и управляющий мышцами лица, языка, челюстей и глотки, получил название зоны Брока.

Зона Брока граничит с лицевой областью моторной коры, управляющей мышцами лица, языка, челюстей и глотки. Когда при инсульте повреждается зона Брока, почти во всех случаях наблюдается также серьезное повреждение лицевой зоны левого полушария, и поэтому можно подумать, что расстройство речи вызвано частичным параличом мышц. При афазии Брока мышцы, которые не выполняют своей речевой функции, в остальном действуют нормально. И далее, самое простое: больной с афазией Брока, которому очень трудно говорить, нередко прекрасно и легко поет.

Значение больших полушарий головного мозга

1.осуществляется целесообразная связь с внешней средой

2.кора контролирует все функции организма

3. с корой связаны, у человека речь и мышление. Человек руководствуется в своем поведении сознанием

4. приобретение жизненного опыта


Кора больших полушарий головного мозга - структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,34,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга, и покрывающий их. Нейроны коры больших полушарий головного мозга Строение коры больших полушарий головного мозга.


У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна мм². Кора образует выступающие валики – извилины и углубления между ними – борозды. На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами 2/3 всей площади коры. Строение коры больших полушарий головного мозга.




1. Ассоциативная двигательная зона. 2. Первичная двигательная зона. 3. Первичная соматосенсорная зона. 4. Теменная доля больших полушарий. 5. Ассоциативная соматосенсорная зона. 6. Ассоциативная зрительная зона. 7. Затылочная доля больших полушарий. 8. Первичная зрительная зона. 9. Ассоциативная слуховая зона. 10. Первичная слуховая зона. 11. Височная доля больших полушарий. 12. Обонятельная кора. 13. Вкусовая кора. 14. Предлобная ассоциативная зона. 15. Лобная доля больших полушарий. Функциональные зоны коры больших полушарий


1. Затылочные доли – зрительное восприятие 2. Теменные доли – тактильная чувствительность 3. Височные доли – слуховые зоны (восприятие звуковых сигналов) Лобные доли - программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. Доли коры больших полушарий. Их функции.


Обозначения: 1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи. Функциональные зоны коры больших полушарий








1. Где располагается кора больших полушарий? 2. Как называются складки коры больших полушарий? 3. Какой цифрой указана теменная доля? 4. За что отвечают лобные доли? 5. В каких долях коры располагаются слуховые центры? 6. Какие центры располагаются в затылочных долях? Проверьте себя


Ответы на вопросы 1. Кора больших полушарий располагается на их поверхности (по периферии) 2. Складки коры называют извилинами. 3. Теменная доля указана цифрой Лобные доли отвечают за программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. 5. Слуховые центры располагаются в височных долях коры больших полушарий. В затылочных долях располагаются зрительные зоны.




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Сегодня, в условиях развития экономики и социальной сферы Российской Федерации общество нуждается в образованных, мобильных, конкурентоспособных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности.

В связи с этим предполагаются изменения в системе образования, его ключевой характеристикой становится не столько передача знаний и технологий, сколько формирование ключевых компетентностей. Создание условий для развития у учащихся ключевых компетентностей - одна из главных профессиональных задач учителя, в арсенале которого множество современных педагогических технологий.

На своих уроках я чаще использую технологию развития критического мышления - это универсальная "надпредметная" технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами.

Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами, выстраивание конструктивных взаимоотношений с другими людьми, участие в совместном принятии решений, умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком.

Предлагаю вниманию коллег конспект урока по биологии в 8 классе "Полушария большого мозга" с использованием этой технологии.

Тема урока: "Полушария большого мозга"

Цель урока: создать условия для осмысления информации о строении и функциях большого мозга.

Задачи урока:

  • создать условия для систематизации и углубления представлений учащихся о строении отделов головного мозга: больших полушарий,
  • создать условия для развития у школьников умений распознавать различные доли большого мозга, основные борозды на схемах и рисунках; находить и обозначать на рисунках основные зоны коры больших полушарий,
  • способствовать развитию у школьников умений работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемой, рисунками, информацией ЦОР,
  • способствовать развитию умений, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы,
  • способствовать развитию умений выдвигать гипотезы, отвечая на проблемные вопросы, работая в паре совместно приходить к общему решению.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, личностно-ориентированная технология.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация (Презентация ), раздаточный материал: рабочие листы по количеству учащихся (Приложение 1 ), задания для работы в группах (Приложение 2 ); электронное учебное издание "Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина", учебник: Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

Ход урока

I. Определение темы. Вызов.

Учитель: На протяжении нескольких последних уроков мы изучали особенности нервной системы. Вспомните, из каких частей состоит данная система органов?

Ученик: Нервная система состоит из центральной и периферической частей.

Учитель: Что входит в состав периферической нервной системы?

Ученик: В состав периферической нервной системы входят нервы и нервные волокна.

Учитель: Чем представлена центральная нервная система?

Ученик: Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом.

Учитель: Перечислите уже изученные вами отделы головного мозга.

Учитель: На прошлом уроке мы составляли синквейны об этих отделах. А сейчас я предлагаю вам прочитать ещё одно пятистрочие и определить, о чём сегодня на уроке пойдёт речь (слайд 1).

Молодой, важный

Анализирует, воспринимает, координирует

Самый крупный отдел мозга

Грецкий орех.

Учитель: С особенностями какого отдела головного мозга нам предстоит познакомиться? Итак, тема урока "Полушария большого мозга". Сегодня вы работаете на рабочих листах, которые есть у каждого на столе. Запишите туда число, тему урока.

В настоящее время о большом мозге известно много, все сведения о нём можно представить в виде информационного кластера, который появился на экране и есть у каждого из вас на рабочих листах (слайд 2). Сейчас кластер пуст. Как вы думаете, какого рода информацией его можно заполнить (что о большом мозге вам хотелось бы узнать сегодня на уроке)?

Учащихся выдвигают свои предположения: информация о строении, составе, функциях большого мозга, возможных нарушениях его работы и последствиях для человека.

Учитель: Я предлагаю сегодня на уроке найти интересующую вас информацию и заполнить кластер. Все готовы к работе, тогда мы начинаем.

II. Осмысление.

Учитель: Изучая различные системы органов, мы, прежде всего, обращали внимание на особенности их строения. И сейчас я предлагаю изучить особенности строения большого мозга. Для этого прослушайте информацию. Будьте внимательны и постарайтесь выделить те данные, которые помогут заполнить кластер.

На данном этапе урока используется электронное учебное издание "Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина", тема "Полушария большого мозга"

Учащиеся прослушивают информацию, после называют ключевые слова.

Учитель: Что вы узнали о строении большого мозга? (При затруднении - организуется беседа по вопросам или работа с рисунками на слайде 3):

Известно, что переднезадняя щель делит большой мозг на две части, назовите их.

Чем между собой соединены левое и правое полушария мозга?

Как распределяется серое и белое вещество в полушариях большого мозга?

Охарактеризуйте расположение нейронов серого вещества: располагаются ли они равномерно или образуют слои нервных клеток?)

Учитель: Разместим полученные сведения в кластер. Предложите, какую информацию можно разместить в верхней строке? Что следует разместить ниже? (слайд 4)

Учитель: Кое-что нам стало известно, но неизвестного ещё больше, например: установлено, что площадь поверхности коры больших полушарий составляет 2200 см 2 , она образована 12 - 18 млрд. нервных клеток (слайд 5). Как вы полагаете, за счёт чего достигается столь большая площадь коры при относительно небольшом объёме головного мозга? (Почему сравнение больших полушарий с грецким орехом в начале урока не вызвала у нас особого удивления?).

Ученик: Кора больших полушарий имеет неровную (складчатую) поверхность.

Учитель: Действительно поверхность полушарий складчатая, имеет углубления и выступающие части. В учебнике на стр. 232 найдите, какими биологическими терминами они обозначены?

Учитель: Величина борозд и извилин подвержена значительным индивидуальным колебаниям. Однако существует несколько постоянных борозд, которые ясно выражены у всех: это центральная, боковые, теменно-затылочная борозды, которые делят каждое полушарие на 4 доли (слайд 6). Рассмотрите рисунок 95 на стр. 232 учебника. Определите, на какие доли делят кору указанные борозды, подпишите доли мозга на рисунке в рабочем листе.

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Я уверено, что эту работу вы выполнили правильно, поэтому предлагаю вам следующее задание: заполните пропуски в тексте, появившемся на экране (слайд 7). Прочтите текст "про себя", вставьте недостающие по смыслу слова. Озвучить текст я попрошу ребят, сидящих за партами среднего ряда.

Учитель: Разместим полученные сведения в кластере. А ребятам, сидящим за первыми партами, я предлагаю вписать название долей большого мозга в кластер на доске (данное предложение имеет место, если кластер выполнен на доске в виде вставок).

Учитель: Итак, теоретически, вам стали известны некоторые анатомические особенности коры больших полушарий. А сейчас попытаемся объяснить явления, которые на практике наблюдают врачи и учёные (слайд 9).

При операции на головном мозге у больных совершаются непроизвольные движения (рукой или ногой). Это происходит в момент прикосновения к определённым участкам коры, лежащим спереди от центральной борозды.

При обследовании глухого пациента обнаружили, что уши и слуховые нервы у него не повреждены. Почему же он всё-таки не слышит?

В результате дорожно-транспортного происшествия у мужчины повреждена затылочная доля коры больших полушарий и нарушено зрительное восприятие: зрение сохранилось, но узнавать окружающие предметы он не мог.

Учитель: Как вы полагаете, в чём причины описанных явлений?

Учащиеся высказывают предположения (в коре есть функциональные зоны - участки, выполняющие функции восприятия звука, изображения и т.д.)

Учитель: Ваши гипотезы я предлагаю проверить, работая в группах по 4. Для этого ребята, сидящие за нечётными партами, развернутся к тем, кто сидит за чётными партами. Работая совместно, вам предстоит выполнить задания, указанные в инструктивной карточке. Вам необходимо поработать с текстами, рисунками в учебнике, на рабочем листе и на "экране" (схематический рисунок больших полушарий, заранее помещённый на доске и скрытый от учащихся), составить рассказ для одноклассников и презентовать свою работу по истечении 5 минут (слайд 10).

Работа осуществляется по инструктивным карточкам (Приложение 2), которые имеются на столах у каждой группы, после чего организуется проверка правильности выполнения школьниками задания.

Учитель: Пришло время вернуться к случаям, описанным практикующими врачами, в чём причина указанных явлений? (Нарушение деятельности чувствительной - слуховой, двигательной и ассоциативной зон мозга).

Учитель: Таким образом, кора головного мозга анатомически и функционально подразделяется на неравноценные участки. Как вы думаете, равнозначны ли правое и левое полушария между собой?

Учитель: Действительно, полушария неравнозначны, имеет место асимметрия мозга, но об этом лучше расскажет "специалист", который занимается изучением этого явления (имеет место выступление заранее подготовленного ученика, или краткая информация учителя) .

Выступление:

Изучая распределение обязанностей между полушариями, учёные пришли к выводу о существовании функциональной асимметрии мозга (слайд 11).

Функциональная асимметрия - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями.

Установлено, что функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией, а также чтение и счёт, тогда как функция правого - оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков (слайд 12).

В настоящее время учёные выделяют несколько видов асимметрии (слайд 13):

1. Моторная асимметрия - неодинаковая двигательная активность рук, ног, половин тела, управляемых разными полушариями мозга. Проведём простой эксперимент: переплетите несколько раз пальцы рук, образуя "замок". Обратите внимание, палец какой руки оказался сверху. Эта рука, скорее всего и является ведущей. Однако для получения истинного результата этого опыта недостаточно. Выполняя исследовательскую работу, мы узнали, что среди девятиклассников нашей школы большее количество (76%) склонны к использованию для одних действий только правой, а для других - только левой руки. Праворуких оказалось больше, чем леворуких: 16% и 8% - соответственно. Истинных правшей и левшей мы не обнаружили.

2. Сенсорная асимметрия - неравнозначность восприятия каждым полушарием объектов, расположенных слева и справа от срединной плоскости тела.

3. Психическая асимметрия - специализация полушарий мозга в отношении различных форм психических процессов. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала, сколько характером переработки информации, то есть типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по-разному. Рассмотрим на конкретном примере. У меня в руке яблоко. Опишите, какое оно: (выслушать предложения). Левополушарные люди, как правило, воспринимают предмет целиком: его объём, форму - это те, кто охарактеризовал яблоко как круглое, объёмное. Правополушарные люди, воспринимая предмет целиком, обращают внимание на мельчайшие детали - это те, кто сказал про яблоко сладкое, красное, яркое, аппетитное.

Как вы думаете, нужны ли нам сведения о функциональной асимметрии собственного мозга? На самом деле эти вопросы актуальны для нас, людей, которым в скором времени придётся выбирать дальнейший образовательный маршрут, ведь между левым и правым полушариями есть различия по принципу управления поведением, что может оказать влияние на деятельность человека (слайд 14). Известно, что левополушарные люди - это "мыслители", склонные к теории, обладающие логическим типом мышления, а правополушарные люди - это "художники", у которых преобладает художественный тип мышления, они наделены способностью тонко чувствовать и переживать.

Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом.

III. Рефлексия

Учитель: Итак, посмотрите на кластер, он заполнен, проанализируйте всё ли из того, что вам хотелось узнать о большом мозге, вам удалось узнать (слайд 15)? На рабочем листе закончите предложение: "Сегодня на уроке я узнал (а), что:

Учитель: Известно, что головной мозг человека по сей день для учёных остаётся "тёмной лошадкой" - многие тайны раскрыты, но ещё больше скрыто от внимания исследователей, на кластере снова появляются "белые пятна" - символ неопознанного, неизвестного. Поэтому я предлагаю вам выполнить домашнее задание и ликвидировать эти "белые пятна" (слайд 16).

Домашнее задание (учащиеся сами выбирают наиболее интересующее их задание):

1. С помощью дополнительных источников информации составьте информационный лист (сообщение) на тему "Новейшие исследования мозга".

2. В литературе часто встречаются термины "старая кора" и "новая кора" - с помощью учебника и дополнительных источников информации выясните, в чём разница между этими терминами?

3. Составьте кроссворд на тему "Нервная система человека", используя данные о строении и функциях спинного и головного мозга человека.

4. Белое вещество головного мозга представлено волокнами трёх типов. Что это за волокна, и какие функции они выполняют?

Большие полушария головного мозга

Кора больших полушарий головного мозга - структура головного мозга, слой серого вещества толщиной 1,3-4,5 мм, расположенный по периферии полушарий большого мозга, и покрывающий их. Нейроны коры больших полушарий головного мозга Строение коры больших полушарий головного мозга.

У человека кора составляет в среднем 44% от объёма всего полушария в целом. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 мм² . Кора образует выступающие валики – извилины и углубления между ними – борозды. На поверхностные части приходится 1/3, на залегающие в глубине между извилинами - 2/3 всей площади коры. Строение коры больших полушарий головного мозга.

Доли коры больших полушарий.

1. Ассоциативная двигательная зона. 2. Первичная двигательная зона. 3. Первичная соматосенсорная зона. 4. Теменная доля больших полушарий. 5. Ассоциативная соматосенсорная зона. 6. Ассоциативная зрительная зона. 7. Затылочная доля больших полушарий. 8. Первичная зрительная зона. 9. Ассоциативная слуховая зона. 10. Первичная слуховая зона. 11. Височная доля больших полушарий. 12. Обонятельная кора. 13. Вкусовая кора. 14. Предлобная ассоциативная зона. 15. Лобная доля больших полушарий. Функциональные зоны коры больших полушарий

1. Затылочные доли – зрительное восприятие 2. Теменные доли –тактильная чувствительность 3. Височные доли –слуховые зоны (восприятие звуковых сигналов) Лобные доли -программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. Доли коры больших полушарий. Их функции.

Обозначения: 1. Предлобная зона коры. 2. Тактильный анализ. 3. Слуховая зона коры (левое ухо). 4. Пространственный зрительный анализ. 5. Зрительные зоны коры (левые поля зрения). 6. Зрительные зоны коры (правые поля зрения). 7. Общий центр интерпретации (речь и математические операции). 8. Слуховые зоны коры (правое ухо). 9. Письмо (для правшей). 10. Центр речи. Функциональные зоны коры больших полушарий

Представительство чувствительных и двигательных функций тела

Функциональная асимметрия больших полушарий

Уникальная возможность мозга

1. Где располагается кора больших полушарий? 2. Как называются складки коры больших полушарий? 3. Какой цифрой указана теменная доля? 4. За что отвечают лобные доли? 5. В каких долях коры располагаются слуховые центры? 6. Какие центры располагаются в затылочных долях? Проверьте себя

Ответы на вопросы 1. Кора больших полушарий располагается на их поверхности (по периферии) 2. Складки коры называют извилинами. 3. Теменная доля указана цифрой 4. 4. Лобные доли отвечают за программы поведения, мышление, управление трудовой деятельностью. 5. Слуховые центры располагаются в височных долях коры больших полушарий. В затылочных долях располагаются зрительные зоны.

Конспект урока «Этот левый, правый мозг…»

(асимметрия полушарий головного мозга)

    juliana _ mur @ mail . ru )

    Место работы: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №117 г. Волгограда (МОУ СОШ №117)

    Предмет: Биология, урок-исследование

    Тема: Асимметрия полушарий головного мозга

    Продолжительность: 40 минут

    Класс: 8

    Технологии: урок с использованием презентации в программе PowerPoint

    Актуальность

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения имеет одну из сторон проявления: значимость изучаемого материала, его смысловая ценность для обучающегося в его повседневной жизни. Курс «Анатомии, физиологии и гигиены человека» особенно благоприятен для вопроса самопознания, личных открытий, преломления теоретических знаний предмета через призму индивидуальных

    Степень новизны основной цели

Урок-исследование (самопознание) имеет большой обучающий потенциал. Уход от абстрактного среднестатистического человека. Изучение самого себя – дело всегда интересное. Мотивация обучающегося переходит с внешней во внутреннюю: все, что делается на уроке важно именно для меня. Кроме того, сохраняется практико-ориентированных характер курса, развиваются навыки исследовательской деятельности.

    Результаты применения:

    систематическое применение активных форм обучения позволит сделать мотивацию к предмету более стойкой («Ученик без желания учиться, как птица без крыльев»)

    у обучающихся постепенно сформируется метод мышления, основанный на поиске информации, ее анализе.

    повысится процент участия школьников в предметных олимпиадах по биологии разного уровня, в конкурсах исследовательских работ.

    повысится уровень внеаудиторной занятости учащихся по предмету и качество проводимых занятий (кружки и факультативы по предмету)

    активнее будет осуществляться формирование учебно-познавательных, информационных компетенций школьников, их личностное совершенствование.

    Подробный конспект урока

Цели урока :

    образовательный аспект:

    • сформировать у учащихся представление об асимметрии полушарий головного мозга;

      установить взаимосвязь асимметрии мозга с конкретным восприятием окружающего мира;

      закрепить знания о строении коры полушарий мозга.

    развивающий аспект:

    • продолжать развивать умение проводить исследовательскую работу, объяснять результаты эксперимента, делать выводы;

      научить вести учётные записи проводимого исследования;

      совершенствовать навыки работы с раздаточным материалом, умение использовать его своевременно и по назначению.

    воспитательный аспект:

    • создать условия для воспитания и развития рефлексивных качеств личности (самопознание, самовыражение, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию);

      воспитывать культуру общения (взаимоуважение и принятие мнений другого) и культуру речи, эстетические взгляды и вкусы.

1. Организационный момент, приветствие.

2. Актуализация знаний, постановка целей урока.

Ребята, вы каждый день приходите в школу, садитесь за парту и начинаете учиться. А вы замечали как вы учитесь? Я не про оценки! Например, учитель объясняя материал записывает его на доске и чертит схему. А теперь та же информация, но в рисунке. Или в тексте. Расскажите мне о себе! Поднимите руки те, кому легче запомнить схему? материал в рисунке? или текст ?

А кому легче устно рассказать материал, чем его писать ? Поднимите руки! А теперь те, кто говорят: « Рассказать! Нет. Можно я напишу!»

И последнее. Вот доска – тёмная и на светлый мел . Скажите, кому нравиться такое сочетание? А кому приятнее такая цветовая гамма – светлая доска и тёмный маркер?

Отвечая сейчас на мои вопросы, вы не только рассказывали о себе, но познавали себя! Исследование себя, САМОПОЗНАНИЕ и станет целью нашего урока! Давайте продолжать этот интересный путь познания себя!

3. Изучение нового материала.

Ребята, вероятно по тем материалам урока, по оборудованию нашей аудитории вы догадались строение какого органа поможет нам познать себя ? (головной мозг) И тему урока я назвала для вас «Этот левый, правый мозг…» (демонстрация слайдов 1,2)

А знаете с чего мы с вами начнем? С того, как возникла проблема полушарности?

Ещё в 19 веке возникло представление о том, что левое и правое полушария по разному получают, хранят и перерабатывают информацию от органов чувств. Но было мало экспериментальных доказательств.

И вот в 1865 г (141 год назад) французский анатом Поль Брока вскрывает череп умершего больного, который мог писать, читать, но не мог произнести ни слова. Язык его не слушался! В лобной доле левого полушария врач обнаружил поражение нервной ткани, которое привело к нарушению речи. Если такие поражения будут в правом полушарии, речь не нарушиться. И Поль Брока заявляет на весь мир: «Мы говорим левым полушарием!» (демонстрация слайда 3)

Это открытие положило начало многочисленным экспериментам. И в 1981г американскому учёному Роджер Сперри была присуждена Нобелевская премия за открытия специальных функций полушарий мозга. И в биологии появляется новое понятие АСИММЕТРИЯ. (демонстрация слайдов 4)

Понятие СИММЕТРИИ для вас знакомо из курса математики, биологии. Давайте вспомним, что оно означает. (демонстрация слайда 5)

В слове АСИММЕТРИЯ А означает отсутствие одинаковости, преобладание одной части над другой. Так что же называют АСИММЕТРИЕЙ ФУНКЦИЙ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА? /это распределение познавательных функций между полушариями мозга./ (демонстрация слайда 6)

Вопросы дальнейшей беседы:

    Сколько у человека полушарий? Какие?

    Они работают одинаково?

    А как? /одно сильнее, другое слабее/

Если у человека преобладает левое полушарие, то как его можно назвать? (соедините два слова левое и полушарие ) ЛЕВОПОЛУШАРНЫМ, а если правое? ПРАВОПОЛУШАРНЫМ! Значит, различают два типа людей: левополушарный тип и правополушарный.

Если мы стремимся к познанию себя, то не появился ли у вас вопрос: какое полушарие преобладает у меня? кто я в этом мире, какой? Д авайте искать ответы на эти вопросы!

Актуализация имеющихся знаний.

У вас уже есть знания о строении коры полушарий мозга, ведь именно она отвечает за то, как мы воспринимаем окружающий мир! Вспомним эти знания. (демонстрация слайда 7)

1 на коре есть углубления, которые называются борозды. На какие участки они делят кору? (доли)

2 назовите доли полушарий? (теменная, затылочная, височная, лобная)

Вспомнив строение коры полушарий мозга, мы начинаем самое интересное определять своё преобладающее полушарие!

Исследование мы будем проводить по 3 видам асимметрии:

    двигательной

    зрительной

    слуховой

Вы будите заполнять «Карту изучения видов асимметрии» (демонстрация слайда 8). Я вам буду предлагать пробы (их названия написаны в карте). Рядом с пробой вы будете ставить букву «П» , если делали что-то правой стороной тела (рукой, глазом и т. д.), а «Л» - если левой.

КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ВИДОВ АСИММЕТРИИ

Название теста

Письмо

Аплодисменты

Поза Наполеона

Руки в «замке»

Поворот корпуса

Ведущая сторона тела (орган)

Вывод: преобладает полушарие

ЗРИТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ

Пистолет ______________________________________________________________________

Вывод: преобладает полушарие

СЛУХОВАЯ АСИММЕТРИЯ

Тиканье часов __________________________________________________________________

Вывод: преобладает полушарие

Начинаем с изучения двигательной асимметрии

    Отметьте в карте какой рукой вы пишите при письме?

Ребята, если есть левша в классе, встаньте, пожалуйста.

    Вас переучивали работать справой рукой?

Наш мир праворукий – начиная от дверной ручки, заканчивая автомобилем – трудно вам в нем? Приспосабливаетесь? (демонстрация слайда 9)

Оказывается на планете 10й человек – левша. Среди них были и есть сегодня знаменитые личности. Юлий Цезарь и Наполеон, Леонардо Да Винчи (он писал справа на лево и его записи долгое время не могли прочитать, пока не поднесли изображение к зеркалу) и Микеланджело, который расписывал часовню в Сикстинской капелле двумя руками! Сегодня леворукость не дефект, а признак большого таланта! .

    Поаплодируйте так как вы это делаете на концерте или спектакле. Какой рукой вы сильнее стучите по другой? Отметьте в карте. Готовы?

    Примите позу Наполеона, скрестив руки на груди. Какая рука лежит сверху?

    Сцепите руки в замок. Помните как вы просите «Хоть бы я 5 по алгебре получил !» Большой палец какой руки лежит у вас сверху? отметьте результат в карте. Сделали?

    Мне кажется вы немного устали . Встаньте и выйдите из за парт, повернитесь ко мне спиной. Я произнесу громко слово «МОЗГ» и вы обернётесь ко мне, но не сходя с места.

Замрите и заметьте, какой стороной корпуса вы повернулись?

Это был тест на двигательную асимметрию. Запишите его результат!

А теперь подведём итог. Посчитайте, сколько раз вы проделали тесты правой стороной тела и сколько – левой?

Определим ваше ведущее полушарие двигательной асимметрии.

Двигательная зона располагается в лобной доле коры полушарий. Раздражение нейронов этой зоны вызывает движение мышц кисти рук, туловища. Нервные импульсы от правой части тела идут в двигательный центр правой части тела, а от левой – в правое полушарие. (демонстрация слайда 10)

Найдите на партах и возьмите себе такую же схему двигательной асимметрии. Ребята, схема действительно такая как на слайде? (нет направлений нервных путей. Нарисуйте их сами!

Делаем вывод: какое полушарие у вас преобладает . Если вы тесты больше выполняли правой стороной тела, то преобладает ЛЕВОЕ полушарие, и наоборот. Запишите вывод в карту.

Изучение ЗРИТЕЛЬНОЙ асимметрии.

Есть один, но верный способ определить ведущий глаз. Сделайте из двух рук пистолет, кончики пальцев – мушка (прицел). (демонстрация слайда 11) Выберите мишень. Прицельтесь! Зажмурьте то правый глаз, то левый. Тот глаз, при котором мушка смещается будет ведущим. Запишите это в карте.

Определим ведущее полушарие при зрительной асимметрии. Снова обращаю ваше внимание на экран!

Нервные импульсы, возникающие на сетчатке глаза, поступают по зрительному нерву в зрительную зону затылочной области. Вы видите, что зрительные пути (что делают?) пресекаются . (демонстрация слайда 12)

Найдите схемы зрительной асимметрии у себя на столах. Что нужно доделать на этих схемах? (дорисовать направления движения нервных путей)

А теперь сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту.

И последний вид асимметрии СЛУХОВАЯ.

Определим ведущее ухо. Представьте у вас на столах лежат часы. Послушайте их, но только не берите в руки!

Запишите в карте, каким ухом вы приложили часы, чтобы их послушать.

Снова определим преобладающее полушарие при этом виде асимметрии.

Возбуждение клеток улитки передаются по слуховым нервам в слуховую зону височной доли мозга. Причём большинство слуховых путей пересекаются.

Сделайте вывод о преобладающем полушарии и занесите его в карту. (демонстрация слайда 13)

Итак, мы закончили экспериментальную часть нашего исследования и приступаем к оценке результатов. Посмотрите, какое полушарие оказалось у вас ведущим из трёх видов асимметрий.

Поднимите руки «правополушарные», спасибо. А теперь «левополушарные».

Мы ставили с вами цель не просто определить преобладающее полушарие, но и узнать как это зависит на нашу способность воспринимать мир.

Перед вами характеристики правополушарного и левополушарного типов людей, выявленные наукой. Познакомьтесь с ними.

Находите ребята там себя? Помните, что наши выводы не абсолютны, то есть не на 100% правильные. Мы лишь приблизились к истине, раскрывая загадки самих себя.

4. Закрепление изученного материала.

А теперь нужно закрепить знания об особенностях лево- и правополушарного типа мышления. Ведь согласитесь, ценность любых знаний в их полезности!

Обратимся к искусству. Сначала к музыке (демонстрация слайда 14) - Произведения правополушарных композиторов отличаются лёгкостью, красочностью звуков, внутренним оптимизмом. Работы левополушарных композиторов масштабны, звуки инструментов сильные, музыка напориста.

Прослушайте отрывки из двух музыкальных произведений:

первое – 40-я симфония австрийского композитора В. Моцарта.

Второй взят из произведения испанского композитора М. Равеля.

По характеру музыки определите, кого из композиторов можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Моцарта или Ровеля?

А теперь посмотрим картины (демонстрация слайда 15)

Первая - знаменитого голландского художника Винсента Ван Гога «Красные виноградники в Арле». Вторая – Пабло Пикассо « Девочка на шаре»

Левополушарным художникам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета.

Картины ПРАВОПОЛУШАРНЫХ художников отличаются свежестью палитры, большим числом световых решений, эмоциональностью, теплыми тонами.

Как вы дуете, глядя на эти произведения, кого из художников можно отнести к право-, а кого к левополушарному типу – Ван Гога или Пикассо?

Ребята, наши полушария, как вы поняли, работают по разному, но только их не разрывная связь друг с другом даёт нам полную картину мира. Есть одно упражнение для одновременного включения обоих полушарий с тем, чтобы сделать себя гармоничной личностью. Я хочу вам его предложить.

Встаньте и выйдите из-за парты. Выпрямите спину. Поднимите правое колено и дотроньтесь до него левой рукой. Опустите правую ногу. Поднимите левое колено и дотроньтесь до него правой рукой. И так несколько раз в удобном для вас темпе.

Итак, у кого сначала не получалось? (Это связно с большим развитием одного полушария. Но постепенно вы включаете в работу два полушария и тренируете к гармоничной работе)

    Заключение и подведение итогов урока

Вот и подходит к концу наш урок, для которого мы выбрали образ «урок-самопознание» .Интересно узнать, каким был для вас процесс самопознания.

Найдите на партах листы цветной бумаги, где прописано предложение без окончания «Самопознание для меня – это …» Возьмите фломастеры и допишите это предложение. 1-2 важных для вас слова. Например, я бы написала «… это важно». А что напишите ВЫ ? (демонстрация слайда 16, 17)

Посмотрите на доску! Вот какой была сегодня палитра нашего урока! Правополушарной! Творческой!

Желаю вам гармоничной совершенной работы обоих полушарий!

Список использованных источников

    Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» – М.: Мир, 1988 г.

    Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н.. Левши. М. 1994.

    Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Линка – Пресс, М., 1998.

    Сиротюк Л.А. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

    Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. M.,1983.

    Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992.

Поделиться